Найти тему
Винтажная парфюмерия

Духи "Селюи" из романа "Лезвие бритвы"

Этот аромат не продавался в СССР, и мало кто в Советском Союзе пробовал его. Однако его название знала практически каждая интеллигентная женщина в 1960-1970-х годах, потому что он упоминался в романе Ефремова "Лезвие бритвы" -  хите советской литературы, издававшемся многотысячными тиражами.

"...Трейзиш плотно прикрыл за собой дверь, подвел ее к резному шкафчику, стоявшему перед зеркалом на вычурных резных ножках.
– Просто в знак дружбы… и больше, чем дружбы! – сказал он, доставая ящичек, обтянутый золотистым шелком.
Сандра отвела его руку, но он раскрыл коробку. Внутри был хрустальный, отделанный золотом флакон в виде большой земляничной ягоды.
«Духи «Земляника», – догадалась Сандра. – Самые дорогие, какие я знаю…»
– Благодарю вас, но я ненавижу запах земляники даже в таком облагороженном виде. Сейчас у меня французские
«Когти грифа». О, разумеется, только для специальных случаев, вроде сегодняшнего. А на каждый день я всему предпочитаю «Селюи» – это мой запах..."

Духи Celui от Jean Desses
Духи Celui от Jean Desses

В отличие от выдуманной Ефремовым "Земляники" или переиначенных "Когтей грифа" (писатель вдохновился названием духов Ma Griffe от Carven), "Селюи" - реально существовавший аромат. Духи Celui  выпускались модным домом Jean Desses. Дизайнер Жан Дессе, приехавший в Париж учиться на юриста, внезапно увлекся модой, посвятил 12 лет работе в мастерских разных дизайнеров, а в 1937 году основал свой собственный модный дом.

Жан Дессе и модель в вечернем платье
Жан Дессе и модель в вечернем платье

Жан Дессе специализировался на вечерних платьях, роскошных и женственных. Но при этом отнюдь не был ретроградом, особенно по части ведения бизнеса: когда после Второй мировой войны мир моды быстро и сильно изменился, Дессе оказался готов к этим переменам - запустил несколько линий прет-а-порте, белья, верхней одежды и аксессуаров, сотрудничал с крупными универмагами, одним из первых оценил возможности американского рынка. Среди его клиенток были многие богатые, знатные и успешные женщины того времени, например, Кристина Онассис, Мария Каллас, Марлен Дитрих, Рита Хейворт, Марика Рокк, Мишель Морган, представительницы английского и греческого королеских домов - так, свадебное платье для Софии Греческой, будущей испанской королевы, шил именно Жан Дессе. Его учениками были Валентино и Ги Ларош.

Платье от Жана Дессе
Платье от Жана Дессе

Так получилось, что сейчас имя Жана Дессе помнят в основном специалисты. Он очень рано ушел с модной сцены - в середине 1960-х у Дессе начались проблемы со здоровьем и он был вынужден переехать в Грецию, чей климат больше подходил ему для поддержания сил. В это время в отрасли наметился упадок, и Дессе одним из первых почувствовал, что высокая мода сдает позиции. Незадолго до своей смерти в 1970 году Дессе закрыл модный дом, но те линии производства, которые поддерживались сторонними инвестициями, просуществовали еще некоторое время - в частности, духи Desses продавались до конца 1970-х.
В начале 2000-х о Жане Дессе внезапно вспомнили благодаря увлечению звезд шоу-бизнеса его винтажными платьями.

Рене Зельвегер в винтажном платье от Жана Дессе
Рене Зельвегер в винтажном платье от Жана Дессе

Но информации о его парфюмерии очень мало, и довольно авторитетные источники не могут сойтись во мнении о том, когда были впервые выпущены духи Celui. Согласно одной версии, Celui были выпущены в 1960 или 1959 году - на этот момент указывает официальный сайт парфюмерного дома Le Galion, тогдашний владелец которого, парфюмер Поль Ваше, сотрудничал со многими знаменитыми модельерами и в частности с Дессе. Эту версию подкрепляет и отсутствие рекламы Celui до 1960-х годов, и слова "Новые духи" на рекламном постере 1960 года.

Реклама духов Celui  в журнале, 1960    
Реклама духов Celui в журнале, 1960  

По другой версии, это произошло в 1938 году, через год после открытия модного дома Jean Desses. В пользу этого говорит внешний вид ранних флаконов и общее количество вариантов дизайна - 5 для духов и 3 для парфюмированной воды, включая сет во флаконах от Баккара, что явно многовато для десяти не самых успешных в финансовом плане лет (1960-1970). К тому же с трудом верится, что предприимчивый Жан Дессе стал бы тянуть с выпуском парфюма до 1960-х.

Духи и одеколон Celui в хрустальных флаконах от Baccarat
Духи и одеколон Celui в хрустальных флаконах от Baccarat

В любом случае, Сандра из "Лезвия бритвы" пользовалась Celui формата 1960-х: действие в романе стартует в 1961 году.

Реклама ароматов Jean Desses: Celui, Kallispera, Gymkana
Реклама ароматов Jean Desses: Celui, Kallispera, Gymkana

 Аромат Celui выпускался домом Desses в двух концентрациях - Parfum и Parfum de toilette (он же Eau de cologne parfumee), причем последняя разливалась во флаконы очень разных размеров, от маленьких пробников до "флаконов для путешествий" объемом по 120 и даже 240 мл. Скорее всего, у Сандры был именно флакон размера pour le voyage, потому что вряд ли у нее была возможность пополнять запасы во время путешествия к берегам Африки или в поездке по Индии.

Celui во флаконе "для путешествий"
Celui во флаконе "для путешествий"

Хотя Celui не продавались в СССР,  у Ефремова - знаменитого писателя и ученого, много путешествовавшего, неоднократно бывавшего за границей и имевшего широкий круг знакомых, - была возможность случайной встречи с этими духами. Но мне кажется более вероятным, что он наткнулся на их рекламу в каком-нибудь западном издании. В одном из интервью Ефремов признавался, что пристрастился коллекционировать фотографии из журналов, когда после выхода "Туманности Андромеды" пытался объяснить иллюстраторам, как нужно рисовать красивых женщин. По всей видимости, таким способом он нашел и прототип Сандры - актрису Чело Алонсо, с которой героиню романа сравнивает ее поклонник.

"...Сейчас мне нужны вы – такая же очаровательная, как моя заочная любовь Чело Алонcо. Знаете, что вы до странности на нее похожи..."

Актриса Чело Алонсо
Актриса Чело Алонсо

Было бы естественным искать "портрет" заграничной авантюристки в заграничном же журнале, а в 1961 году, когда Ефремов работал над "итальянской" частью романа, как раз рекламировались духи Celui . И я даже не сомневаюсь, что конкретно привлекло писателя в этих духах - "античные" мотивы в дизайне флакона: амфорная форма и каннелюры (желобки) как у античных колонн.

Духи Celui в притертом флаконе
Духи Celui в притертом флаконе

Был ли Ефремов знаком с ароматом этих духов - останется загадкой, но, безусловно, он очень угадал с выбором: что могло бы лучше отразить мятущуюся натуру Сандры, чем этот кожано-цветочный шипр? Celui - очень тонкий и сдержанный аромат, в глубине которого скрыта затаенная страсть - так подернутые пеплом угли кажутся погасшими, но стоит сдуть пепел, и пламя снова вспыхнет. И несмотря на обилие цветочных составляющих, этот аромат ни в коем случае не сладкий, а скорее даже суховатый.

Начало - альдегиды, бергамот, кожа, орегано;
середина - гелиотроп, ирис, роза, табак;
база - пачули, бобы тонка, цибетин, амбра, дубовый мох.

Одеколон и духи Celui в винтовых флаконах
Одеколон и духи Celui в винтовых флаконах

Можно ли назвать Celui утраченным шедевром? Если проводить аналогию, то Celui похож скорее на превосходные перчатки, чем на бриллиантовое кольцо. Но бывают случаи, когда нужны именно перчатки, а не кольцо. Это добротные духи высокого класса, из очень качественных ингредиентов, в композиции чувствуется рука уверенного мастера, и в свое время Celui имели массу поклонников. С точки зрения сегодняшнего дня - это прекрасный аромат, что для коллекции, что для использования, и жаль, что таких сейчас не делают.

PS По этой ссылке можно почитать о духах "Когти грифа"

(С) Виктория Власова

Перепечатка любых материалов блога возможна только с письменного согласия автора

Еда
6,93 млн интересуются