Найти тему
Filius Dei

Религия в культуре нации. Древнескандинавская культура

Религия в культуре нации.

Введение.

Религия привносит огромный вклад в культуру народа, она создаёт определённые представления об устройстве мира и природы. Создаёт понимание что хорошо, а что плохо. Религия способствует культурному развитию народа, так как для восхваления и поднесения даров сверхъестественным силам требуется организация тех или иных мероприятий (обрядов, жертвоприношений), постройка сооружений для молитв и создание образов бога. Подобные действия помогают в развитии искусства, архитектуры и т.п.
Моя статья связана с тем, как мировоззрение или вера, повлияла на скандинавские народы до христианизации.

Письменность.

Как правило, новоиспечённые племена и народы не обладают письменностью, как таковой. Осуществляется общения с помощью жестов, либо примитивных языковых приёмов. Скандинавские народы не являются исключением. Появление письменности завязано на разных аспектах, но трудно сказать, что именно повлияло на появление её в той или иной мере. Первая письменность скандинавских народов, как и германских, была руническая. Рунический алфавит именуется футарк.

уФ
уФ

Футарк делится на три Атта. В каждом Атте по 8 рун.
Первый Атт – Фрейя, в него входят следующие руны: Феу, Уруз, Турисаз, Ансуз, Райдо, Кано, Гебо, Вуньо.
Второй Атт – Хеймдалля, в него входят следующие руны: Хагалаз, Наутиз, Иса, Йера, Эйваз, Перт, Альгиз, Соулу.
Третий Атт – Тюра, в него входят следующие руны: Тейваз, Беркана, Эваз, Манназ, Лагуз, Ингус, Отал, Дагаз.

Согласно Старшей Эдде[1] – сборнику песен, что является основоположником нынешних знаний о древнескандинавской культуре. Один – правитель Асов, спустился на землю, чтобы дать людям руны, научить их вырезать и окрашивать. Руны давались не только с целью дарения письменности. Люди верили, что руны несут в себе божественные силы и могут помочь в жизни. Люди применяли руны не только для письменного общения, но и для создания оберегов, зачастую вырезая их на дереве или коже животных. Также были зафиксированы случаи нанесения их на кожу в виде татуировок. Описания некоторых рун имеются в одной из песен Старшей Эдды - «Речи Высокого».

В речах Высокого описаны некоторые руны. Вот несколько примеров:
«Заклинанья я знаю —
не знает никто их,
даже конунгов жены;
помощь — такое
первому имя —
помогает в печалях,
в заботах и горестях.

Знаю второе, —
оно врачеванью
пользу приносит.

Знаю и третье, —
оно защитит
в битве с врагами,
клинки их туплю,
их мечи и дубины
в бою бесполезны».

В речах Высокого описаны были только 18 рун. Это может быть связано с тем, что руны означают определённые звуки и некоторые руны несут в себе по несколько звуков. В древнескандинавском футарке первоначально могло быть всего 18 рун. На текущий же момент, в составе футарка наблюдаются 24 руны.

Влияние на культуру.

В Старшей Эдде, как и в других источниках религиозных притч, имеются заветы как стоит жить людям. Они либо выраженны в запретах, как например в популярных монотеистических религиях, либо предоставлены в качестве рекомендаций, как в нашем случае. В той же самой главе Старше Эдды, в которой описаны руны, описаны рекомендации для правильной жизни. Сам Всеотец живёт уже давно. Он является одним из первых существ, что появились после сотворения мира гигантом Имиром. В один прекрасный момент, он спустился на землю к людям дабы научить их жизни, ибо его любовь к слабейшей из рас и самой молодой на всём древе Иггдрасиль необъятна.

В речах Высокого описаны основные правила как стоит себя вести и каким следует быть.
Вот некоторые примеры[2]:
«Муж не должен
хотя бы на миг
отходить от оружья;
ибо как знать,
когда на пути
копье пригодится.

Не знаю радушных
и щедрых, что стали б
дары отвергать;
ни таких, что, в ответ
на подарок врученный,
подарка б не приняли.

Добра не жалей,
что нажито было,
не скорби о потере;
что другу обещано,
недруг возьмет —
выйдет хуже, чем думалось».

Так как Скандинавия находится далеко от благоприятных условий для земледелия, а скотины, которую можно приручить весьма мало. Основным источником пропитания были рыбный промысел и грабежи. Именно в этот момент скандинавы начали пропагандировать культ войны, ибо ремесло ножа и топора было более эффективным источником пропитания. В северных морях мало рыбы, пригодной для пищи, которую можно было добыть на тот момент, да и моря не из спокойных, ввиду штормов и других неудовлетворительных условий для рыбной ловли.
В Скандинавии люди после своей смерти делились на Достойных и простых людей. Достойные становились Эйнхериями и попадали в Вальхаллу (рай для воинов), а простые люди попадали в Хельхейм (мир мёртвых). Попасть в Вальхаллу было верхом достоинства. В Вальхаллу отбирали дочери Одина – валькирии. И чтобы те сочли достойным восседать с другими героями и богами нужно было показать верх смелости, упорства и воинственности, ибо Всеотец – кровожадное божество и был весьма рад, когда люди в его хвалу развязывали войны и уничтожали себе подобных. Собраться в поход и доплыть на драккарах до Англии или Ирландии было обычным делом. Сжечь все деревни и города дотла, набрать кучу рабов, что будут грести на обратном пути – основные последствия походов. При этом у викингов были понятия о морали и чести, своеобразные, конечно, но были. Слабых и обездоленных они старались не трогать, а к рабам относились довольно гуманно (по своим понятиям), опять же всё субъективно.

Если до появления Вотанизма (современное название данной веры) народы Скандинавии были спокойными и миролюбивыми, то, после принятия сей веры, они стали жестокими и воинственными. Вотанизм дал им возможность выжить в условиях севера и, в последствии, благодаря походам, наладить торговые сообщения с другими нациями, приобщиться к другим культурам и перенять что-то для себя. Скандинавы воспользовались возможностью и смогли выжить.

Обряды и праздники.

Как таковых храмов золотых у приверженцев таковой веры нет и по сей день. Подношения богам преподносятся в лесной чаще, в низинах рек и прочих местах живой природы. В зависимости от бога, которому преподносятся дары, меняется место, время, вид подношения.

Праздников не так много, всего 4 в году (если брать праздники чисто скандинавские. Смешивание с кельтской культурой породило их больше, см. колесо года). Они связаны, по большей своей части, с природными явлениями и сменой времён года.

Первый праздник – Йоль или день зимнего солнцестояния. Праздник связан с самой длинной ночью в году. По поверьям, в этот день солнце умирает и возрождается снова и своими лучами возрождает природу. Можно провести аналогию с Новым годом, но только в этот праздник грань между мирами Иггдрасиля становится совсем тонкой и существа могут свободно странствовать, что схоже с поверьями кельтского Самайна (Хеллоуин). Праздник празднуется в ночь с 21 на 22 декабря по новому стилю.

Второй праздник – Сумарблот или первый день лета, у скандинавских народов было 2 времени года – это зима и лето. Этот праздник празднуется днём, в четверг между 19 и 25 апреля по новому стилю.

Третий праздник – Мидсумар[3] или летнее солнцестояние. Празднуется, как правило, в ночь с 21 июня по 22 июня. Самый длинный день в году. Сохранился до сих пор в современной Исландии, Швеции и в других странах Скандинавии. В данный праздник проводится фестиваль летнего солнцестояния. В современных языческих общинах проводится избрание новых жрецов, свадьбы и жертвоприношения.

Четвёртый праздник - Ветрнэтр или зимние ночи. Праздник начала зимы. Так же до сих пор есть в современной Исландии. Празднуется перед началом зимы в субботу между 21 и 27 октября по новому стилю. В этом празднике задействованы старинные ритуалы, способствующие развитию концентрации памяти, упражнения в силе и ловкости. В современных условиях исландцы жгут костры, проводят состязания викингов и т.д.

Заключение.

В заключении хочется добавить, что религия или вера неотъемлемо связана культурным развитием народа и его историей. Она не только является частью той или иной культуры, но, так же, в ней таится многовековая мудрость. Советы и наставления пращуров являются актуальными и по сей день. В современном мире люди так же подвержены влиянию религии в той или иной мере. Большинство людей в ней видят поддержку и опору, помогающую жить дальше, что является одним из основных факторов актуальности этого явления в 21 веке. Наука может объяснить многое, что ранее люди связывали с божественным присутствием, но это не изменяет того факта, что вера в сверхъестественное людьми была принята не только для объяснения явлений, но и для ощущения поддержки извне, которой может не хватать.

[1] «Старшая Эдда». Автор неизвестен. – «Речи Высокого», стих 146 – 148.

[2] «Старшая Эдда». Автор неизвестен. – «Речи Высокого», стих 38 – 40.

[3] Официальный сайт Общества Дружбы Россия-Исландия (НП "ОДРИ") - http://odri.msk.ru