Солнце почиталось восточными славянами издавна. Недаром арабский писатель X века Аль-Масуди называет славян язычников солнцепоклонниками. Представляем вашему вниманию статью "Об обожании солнца у древних славян". Опубликовано в 1846 году в «Журнале министерства Народного просвещения» (№7, с. 1-25) исправляющим должность Экстраординарного Профессора Харьковского Университета И. Срезневским. Сокращенный текст статьи приводится автором на современном русском языке:
«Что солнце было обожаемо Славянами, об этом сохранилось нам несколько преданий, летописных и народных. Древнейшее из этих преданий принадлежит Арабскому Писателю X века Масуди. В своих «Золотых Лугах», описывая храмы Славянские, он замечает, что в одном из этих храмов сделаны были в куполе отверстия и настройки, для наблюдения точек восхождения солнца, и что там были вставлены драгоценные камни с начертаниями, предсказывающими будущее. У другого Арабского Писателя, Ибраима бен-Весиф Шаха, читаем, утвердительное известие, что солнце было обожаемо языческими-Славянами и что один из народов Славянских праздновал семь праздников, названных по именам созвездий, важнейший из которых был праздник солнца. Не знаем, о каких Славянах говорят тут Масуди и Ибраим бен-Весиф Шах; впрочем, слова их могут быть отнесены ко многим из народов Славянских тем более, что солнце, как знаем из преданий, было боготворимо Славянами повсюду.
Так, начиная с Русских, уже в слове о полку Игоревом находим несколько выражений, более или менее ясно намекающих, что обожание солнца было еще живо в XII веке. В самом начале похода Игорева солнце давало воинственному Князю несчастные знамения: «Игорь възрѣ на свѣтлое солнце и видѣ отъ него тьмою все своя вои прикрыты и рече Игоръ к дружинеѣ своей: братiе и дружино! Луцежъ бы потяту бытии неже полонену быть… и жалость ему знаменiе заступи». Потом Игорь выехал в поход: «Солнце ему тьмою путь заступаше»; но он продолжал свой несчастный путь.[1] Когда же половцы одолели, когда слух о поражении Игоря в битве с Половцами дошел в Русь, жена Игоря «Ярославна рано плачетъ въ Путивлѣ на забралѣ» и обращается к солнцу как бы с укоризною, зачем оно не помогло ее мужу: «аркучи: свѣтлое и трѣсветлое слънце! Всѣм тепло и красно еси: чему, господине, простре горячюю свою лучю на ладѣ вои! Въ полѣ безводнѣ жаждею имъ лучи съпряже, тугою имъ тулы затче». В Летописях встречаются также выражения, намекающие на старинное верование в участие солнца в делах человеческих: «сего не потерпя солнце лучи скры» - «погибе солнце и бысть яко мѣсяцъ, его же глаголютъ невѣгласи: «снѣдаемъ солнце».
Не мудрено, что наши проповедники должны были упрекать народ за такие остатки язычества, и увещевали его бросить суеверия, противные учению Христианскому…. Не смотря однако на все увещания, не смотря на утверждения, подобные тому, какие находим у Кирилла Туровского («ужо бо не нарекутся богомъ стихiя, ни солнце»), народ не мог отстать от своих старинных понятий, передавал их из рода в род и сохранил до сих пор несколько суеверных преданий о солнце как о существе божественном. Рассказывают в сказках, что солнце есть царь, что оно владеет двенадцатью царствами, и в каждом поставил господином одного из своих двенадцати сыновей, двенадцати солнц, что сам Царь-Солнце живет в солнце, а сыновья его живут в звездах, что Солнцевы девы всем им прислуживают, умывают их, убирают и поют им песни. Верят, что солнце, предвидя несчастные события, дает знать о них людям и останавливается на пути или скрывается в тучах, будто само их пугаясь. Верят, что оно помогает людям, счастливит их, но что и преследует недостойных, заслуживших его немилость и гнев. Так, в одной из сказок об Иване-Царевиче, Царь-Солнце указывало ему путь к отцу и убивало чародеев, леших и всех нечистых, ему мешавших…. Даже в самих обрядах народных сохранились прежние языческие обряды поклонения солнцу: в начале весны (особенно в Светлое Воскресенье) и в начале осени (особенно под Петров день) выходят «караулить» солнце, как оно «играет», ночью раскладывают огни где-нибудь на высоте и встретя солнце, приветствуют его песнями….
Сводя все эти указания на поверья о солнце, как свидетельства о старинных языческих верованиях Славян, можем заключить, что в числе этих верований были распространены между язычниками-Славянами следующие. Солнце было обожаемо в двух видах, как видимое небесное светило, занимающее средину света, все освещающее, и как бог, как Царь-Солнце…. Царство его воображали где-то за морем, в стране вечного лета и вечной жизни, откуда семена жизни залетают и к нам; а чертоги его должны были быть на высоких, священных горах. Там, как верили, Царь-Солнце восседает на своем пурпурном, золото тканном престоле, окруженный своим двором и родней. Девы ему прислуживают, его убирают, заплетают ему волосы и поют песни: из них главные две – Заря утренняя и Заря вечерняя. Семь звезд ангелов-судей и семь вестников, летающих по свету в образе хвостатых звезд, готовы к услугам. Звезда Денница смотрит за его ретивыми белыми конями. К его семье принадлежит дядя солнца, старый месяц, семь его внучат, и все Солнцевы сестры. В чертогах Царя-Солнце бывают празднества весной, летом и осенью: тогда и на земле празднуют в честь ему…. Солнце было обожаемо, как святой владыка неба, земли и людей. Верили, что от него зависят звезды и ветры, урожай и погода, верили, что людям добрым солнце помогает, преступных наказывает: одним дает счастье, других преследует, убивает. Солнце обожали как защитника сирот и покровителя семейного покоя и счастья: вот почему всякая семья должна была иметь его образ, как символ его благодати. Верили, что солнце, принимая участие в делах человеческих, предсказывает бедствия знамениями…. Человеку представлено было допрашивать солнце о будущем, гадать по лучам его, по заре утренней и вечерней. К солнцу, как владыке всего, обращались с молитвою не только в беде или болезни, но и постоянно каждый день, и в особенные дни года, весной, летом и осенью и зимою….
Солнце было обожаемо под различными названиями, или, правильнее выражаясь, Мифология Славянская представляет несколько божеств солнечных связанных, вероятно, узами родства. К божествам солнечным принадлежали: Хорс-Дажьбог, Волос,[2] Сварожичь, Радогаст, Святовид, Яровит, Ясон и прочие.
Название Хърса = Хорса читаем в Летописи Несторовой: Владимир поставил идол Хорса вместе с идолами Перуна и пр. В Похвале Князю Владимиру также упоминается о Хорсе. О веровании в Хор′са поминает и Слово Христолюбца. В Сказании о побоище Мамаевом Хорс (Хурс=Гурс=Русь) стоит в числе божеств, которым покланялся Мамай и которые впрочем почти все Славянского происхождения, известные Нестору. Важнейшее место о Хорсе находится в слове о Полку Игоревом: «Всеславъ Князь… великому Хръсови влъкомъ путь прерыскаше»…. Тут, очевидно, рисуется Князь Всеслав обгоняющий бег солнца…. Наш ученый Прейс справедливо сравнивал слово Хорс с Ново-Персидским именем солнца Хор или Хур, с именем Царя Персидского Кореш=Хореш, означавшим также солнце, как об этом знали и Греки…
Дажь-бог. Уже из Нестора видим, что Хорс и Дажь-бог были одно и то же… Под именем внука Дажь-бога я понимаю Владимира, известного и в народных песнях и сказках под именем «Красного солнышка»: Певец мог его назвать внуком бога солнца, как назвал и Баяна внуком такого же бога солнца, Велеса.[3] Самое ясное указание, что Дажь-бог есть солнце, находим в Ипатьевской летописи: «И по семъ царствова сынъ его (Свагора) именемъ Солнце, его же наричютъ Дажь-богъ», и ниже: «Солнце Царь сынъ Свароговъ, еже есть Дажь-богъ»…. В наречии Хорутанском, в Каринтии, сохранилось и до сих пор слово этого корня – «дъжница» - ранняя заря.
Волос=Велес было также названием бога солнца…
Сварожичь – сын Сварога… Ипатьевская летопись говорит о Солнце Дажь-боге Сварожиче, а Слово Христолюбца Сварожичем называет какой-то огонь, которому поклонялись….
Радогаст есть тот же Дажь-бог Сварожичь…
Святовид также назывался Сварожичем…. Святовид, по описанию Саксона Грамматика, изображался с четырьмя головами: это напоминает Индийского Браму, - то же солнце, - который представляем был также с четырьмя головами…
Яровит, подобно Святовиду, был то же божеством солнечным…. Яровиту был посвящен щит, почитавшийся столь священным, что к нему никто не смел прикоснуться: не мудрено, что и этот щит, как щит и у древних, был символом небесного свода и власти солнца…
[1] По астрономии, действительно, 1 мая 1185 г., как это описывается в Слове, произошло солнечное затмение. Лично для Игоря затмение значило нечто большее, чем просто тревожное предзнаменование. В роду князя Игоря солнечной символике предавалось особое значение, в частности, солнечное затмение, предупреждало о возможности близкой смерти одного из членов рода. Игорь, решивший начать поход на половцев, вопреки грозному знамению, тем самым, во имя интересов защиты Русской земли, гордо бросил вызов всемогущему року. Развитие темы «солнечного знамения» в контексте Слова («лучше быть убитым, чем полоненным») находилось в русле языческих представлений, о том, что смерть в плену, означает неминуемое вечное рабство «на том свете», еще более подчеркивает личное мужество князя Игоря, решившего несмотря ни на что, выступить против врага - Авт.
[2] Предположение И. Срезневского о вхождении славянского бога Волоса(Велеса) в группу солнечных божеств весьма субъективно и сомни-тельно. Летописец впервые упоминает Волоса как «скотьего бога», кото-рым, наряду с Перуном, клялись на оружии мужи и воины Олега в 907 г. [Лѣтопись по Лаврентьевскому списку. - Спб., 1872, c. 31].
[3] Здесь И. Срезневский, в угоду своей концепции, намеренно искажает смысл Слова, в котором Певец пишет о Бояне как «внуке Велеса» но, отнюдь не как о внуке бога солнца – Авт.
P.S. В связи с темой статьи можно упомянуть известные строки песни-гимна о временах Степана Разина: "Ты взойди, взойди, Солнце красное". (Ютуб-канал "Сарынь на кичку!").
---------------------------------------------------
Полный авторский курс лекций по древнерусской истории можно найти в поисковике по адресу: Яндекс-Дзен-Сергей Михайлов. Там же открыт клуб любителей истории Ленинграда (1924-1991). По каждому году будет представлено 100 уникальных фото.