О чем вообще мог мечтать кровопийца, злодей, многоженец, и подкаблучник, плодивший детей с единственной целью – убить их, потирая руки от удовольствия?
Эпитеты даны от лица авторов и читателей, видящих Сулеймана Великолепного в образе средневекового монстра. Не берусь что-то утверждать, или опровергать. Чтобы судить и оценивать поступки людей, живших в средние века, надо попытаться заглянуть туда и попробовать понять, почему все-таки Сулеймана считали «Великолепным».
На мой взгляд, не только за военные подвиги, расширение границ и реформу законодательства десятый султан Османов удостоился такой памяти. Создатели сериала достаточно приоткрыли завесу, чтобы мы могли что-то понять и оценить в этом персонаже.
Применительно к самой страшной теме казни сыновей – о чем мечтал Сулейман? - О том, чтобы этих казней не было. Он открыто говорит, глядя на бой на матраках Баязида и Селима, что сам, будучи на месте сыновей, отказался бы от борьбы за власть.
В какой-то степени это можно счесть утопией. Шехзаде с детства готовят к власти, к управлению государством. Как можно отказаться от того, чему тебя учили всю жизнь?
Возможно, не «как», а «во имя чего» - во имя любви к брату можно и отказаться. Закон Фатиха предусматривал отказ от власти при жизни. Другое дело, что любви к брату не было в той мере, которая не позволила бы его убить.
Эти слова были сказаны повелителем задолго до казни Мустафы. Престолонаследником был объявлен Селим. Догадывался ли повелитель об истинных чувствах шехзаде по отношению друг к другу? Думаю, что не вполне, иначе он не был бы столь шокирован смертью Джихангира из любви к Мустафе. Сулеймана потрясла эта разрушительная любовь, чувство, которое по определению не может и не должно быть разрушительным.
Однако, после назначения Селима, повелитель все-таки мечтал о том, что сыновья будут жить в мире, очень хотел того, чтобы даже в случае продолжения борьбы, она шла соревновательным способом. Шехзаде должны были доказывать Султану свои способности и таланты, а не рыть подкопы.
Был ли Сулейман идеалистом? В какой-то небольшой степени был. Но он всех мерил по себе, по своим представлениям о справедливости. Если бы у него самого были соперники, Сулейман предпочел бы отойти в сторону и прожить то, что ему определено, достойно.
Наверное, он и был таким. Повелитель не идет на поводу у собственных симпатий, или антипатий. Если уж он принял титул падишаха, то выполняет все, связанные с этим обязанности. Основное для него – государство и его процветание. Ради этого Сулейман обязан хранить свой пост даже от того, кого любил, как брата.
Не будь Сулейман правителем, он всю жизнь дружил бы с Ибрагимом. Другой вопрос – нужен ли он был бы Ибрагиму?
Вернемся к шехзаде. Не знаю, как повел бы себя Баязид в случае выбора престолонаследником Мустафы. Вполне возможно, что повелся бы на уговоры и отказался от власти. Потом был бы казнен любимым братом. С этим можно спорить, но я в этом уверена. Мустафа был не так прост, как хотел казаться.
Баязид в этом плане более открыт – он не скрывает лютой ненависти к Селиму. С ним будет сражаться до конца. Сам пропадет, но будет уверен, что прав.
А как раз Селим и пришел к отцу чтобы отказаться от полномочий санджак бея Манисы. Ему одному мешала ненависть братьев. Может быть, это одна из причин, по которой именно он стал правителем.
Я не идеализирую никого, в том числе и Селима. Активную борьбу он начал после того, как его отказ не был одобрен.
Какие чувства все-таки испытывал повелитель после того, как был вынужден казнить двух сыновей? Неимоверную тяжесть бремени власти, боль скорбь от того, что произошло и от того, что нельзя было поступить иначе.
Даже любовь к сыновьям не давала ему права отказаться от трона. Не потому, что он так хотел. Так было предусмотрено, не мог падишах сложить полномочия раньше времени и сказать: «Решайте все без меня, я больше в этом не участвую». Он не имел на это права.
Зрителям показали правителя огромной внутренней силы. После всего пережитого, после духовной смерти вместе с сыновьями Сулейман находит в себе силы отправиться в поход, чтобы подтвердить силу империи. Все, что делал повелитель, было направлено на благо государства. Жить и поступать иначе он не имел права. За это и был назван Великолепным.
Комментарии, лайки, подписка приветствуются!