Ежедневно более двух миллионов жителей и гостей северной столицы спускается в тоннели Петербургского метрополитена, чтобы как можно скорее добраться на работу, учебу, домой к родным. Сколько встреч и расставаний, трагедий и счастливых моментов видели эти стены более чем за 65 лет своего существования, сколько загадок кроется прямо перед взглядами спешащих пассажиров, ведь метро - это настоящий подземный музей будней горожан.
Метрополитен стал таким, какой он есть сегодня, во многом, благодаря болотистой местности и дождливому климату Санкт-Петербурга: станции здесь расположены на особенно большой глубине, в толще пригодных для строительства кембрийских глин, поэтому существенную часть поездки занимает движение на эскалаторе. Так же, в Питере не встретишь открытых станций и перегонов- слишком часто здесь бушуют ветры и идут дожди. Еще одной особенностью метрополитена в Санкт-Петербурге считается поистине ювелирная точность машинистов, ведь остановить поезд так, чтобы двери вагонов совпали с границами раздвижных дверей на единственных в мире станциях закрытого типа «горизонтальный лифт» - дело далеко не из легких. Такие станции делают поездку на метро существенно безопаснее, снижается риск упасть на рельсы, но из-за трудностей в эксплуатации их строительство было прекращено еще в 1972-ом году.
Кстати говоря, питерский метрополитен считается самым «советским» из-за названий и оформления станций, самым глубоким и самым западным в России. Подробнее с историей «подземки» в Санкт-Петербурге можно ознакомиться в музее на Приморской, здесь же представлены памятные снимки, старое оборудование и рассекреченные документы о судьбе метро. Для всех желающих есть возможность почувствовать себя в роли машиниста состава.
Случались в метрополитене Санкт-Петербурга и трагедии. Природа сдаваться не спешила, и в 1974-ом году произошел прорыв грунтовых вод прямо в тоннели: треснули стены наземных сооружений, отрезок метро между станциями «Лесная» и «Площадь мужества» был уничтожен. Впервые в мировой практике последствия подобного рода аварии были устранены с помощью заморозки жидким азотом. Рабочим приходилось ремонтировать метро в валенках и тулупах при температуре в пятьдесят градусов ниже ноля. Восстановить полотно удалось, но ежегодно тоннели метро оседали почти на полсантиметра под грузом почвы и воды. В 1995-ом году на стенах появились трещины, из которых, как кровь из артерии, разъедая металл, сочилась вода с песком. Экстренные ремонтные работы результата не принесли, и ночью в тоннели снова хлынул поток воды, уничтожая рельсы и покрытие. Участок бывшего размыва был открыт только в 2004-ом году, по этому случаю была выпущена памятная монета «Размыв побежден».
Но, пожалуй, самым страшным в истории Питерского метро стал террористический акт 2017-ого года, когда на синей ветке средь бела дня прогремел страшный взрыв, унесший жизни 16-ти человек. Возникли страшная паника и давка. К счастью, вторую бомбу, заложенную на красной ветке, удалось вовремя обезвредить. По результатам этого дела были арестованы 11 человек, принадлежавших к радикальному исламистскому сообществу.
Множество мифов и легенд окутывает Питерский метрополитен. Говорят, что в стене вестибюля станции «Нарвская», ранее носившей название «Сталинская», спрятано огромное мозаичное панно с изображением вождя, при переходе между двумя частями «Площади Александра Невского» на четырех конях почему-то восседает пять всадников, а на станции-призраке «Дачное» обитают духи. Считается, что удача улыбнется тем, кто заметит спрятанного рыжего кота или птичку на стене в вестибюле, да и памятники в питерском метро зачастую потертые - жители северной столицы верят в хорошие приметы.
Площади «подземки» растут, ремонтируются старые станции и появляются новые. Так, к 2032-ому году в городе должны появиться 29 новых станций метро, на это ежегодно будет выделяться до тридцати миллиардов рублей. Существуют амбициозные планы и по продлению веток до Стрельны, Авиагородка и Пулково, а это значит, что в ближайшие десять лет вырастет новый, подземный Петербург, со своими новыми рекордами и легендами.