Найти тему
Правак на линии

Амерошок инфинит

Для игр второстепенного для меня интереса я обычно использую такую стратегию: жду, когда игра не просто выйдет, а обрастёт всякими дополнениями, продолжениями и т.д., а потом покупаю сразу всем паком по акции. Так и дешевле, и играю сразу в максимально наполненную игру. Таким образом какое-то время назад я приобрёл серию Bioshock и начал в неё понемногу поигрывать.

Сеттинг первого и второго Биошоков таков: в 50-х годах некий убер-капиталист Эндрю Райан построил на дне океана подводный город Rapture. Этот проект должен был воплощать идеалы предприимчивости и индивидуального саморазвития. В плане саморазвития учёные города вели генетические исследования и с помощью некой субстанции научились  настраивать людей, изменять их свойства, внешность, придавать новые способности и т.д. В общем, научились делать сверхлюдей. Как водится, что-то пошло не так. Между Райаном и местным бандитом начался конфликт, переросший в гражданскую войну. Сплайсеры (так называли проапгрейженных людей) обнаружили, что им нужна субстанция, а механизмы снабжения разрушены. Все начали друг друга убивать за субстанцию. В общем, город превратился в арену боёв, постепенно затапливаемый  и деградирующий всё дальше и дальше.

Вот такой постапок. В первой части игры множество отсылок к Анне Рэнд и её "Атлас расправил плечи", собственно один из главных персонажей зовёт себя Атласом, досаморазвивавшийся до полного безумия. Во второй части, наоборот, антагонистом является предводительница религиозного культа. Эти две игры я прошёл, в целом они мне понравились. Добрался я, наконец, до третьей части - Bioshock Infinite.

Гори американский флаг, гори.
Гори американский флаг, гори.

В этой игре произошла резкая смена сеттинга. Вместо американских 60-х мы попадаем в 1912 год. Где-то через полчаса игры я пребывал в натуральном шоке. Игра представляет собой крайне злобную, даже не карикатуру, а антиамериканскую агитку. Фабула такова, некий Комсток, бывший каким-то госдеятелем США, разочаровался в мягкотелости штатов, построил свой город Колумбия и с помощью неких технологий поднял его в воздух и улетел. В самом городе был организован религиозный культ личности Комстока. Главгерой попадает туда по заданию. Сначала всё выглядит полной противоположностью первым двум частям. Прекрасный ухоженный город, идёт праздник, все веселятся. В какой-то момент происходит конфликт и ГГ выступает против города.

Казалось бы, ну, что такого? Фокус в том, что Колумбия - это такие утрированные США, квинтэссенция американскости. Собственно там везде чуть изменённые до одной звезды флаги (почти Либерия, ага), американский патриотизм (Колумбия - это, мол, настоящая Америка), буквально религиозный культ Вашингтона (и возможно других отцов-основателей США), опять же предприимчивость. И расизм. Собственно, конфликт в игре начинается с того, что ГГ предлагают кинуть мячиком в осуждаемую пару - поженившихся белого и чёрную девушку. Начинается выяснение отношений, полицейские узнают какую-то метку Ложного Пророка, после чего начинается бойня, ГГ выхватывает какую-то вертушку и расчекрыживает голову полицейскому, кровь и мозги во все стороны. Вот, и поговорили на тему расизма.

Бедный Вашингтон, эк его уделали...
Бедный Вашингтон, эк его уделали...

Если в первых двух частях мы воевали с мутантами, то в этой игре предлагается валить пачками американцев, причём белых американцев. Т.е. реально вокруг эдакие идеальные Штаты, вокруг красивые люди, праздник, бегают дети и тут пришлый мужик начинает натуральную резню. "Чо, уроды? Хорошо живёте? Ща я вам устрою!". Игра постоянно издевается над главными американскими скрепами - патриотизм, религиозность, отцы-основатели и т.д. Так есть сцена, где отряд ополчения против нас стоит на коленях и молится изображению Вашингтона, их даже можно перебить по одному, никто и не пошевелится. Есть местный масонский клуб, в котором ку-клукс-клановцы под американскими флагами (даже не изменёнными) читают лекции о том, как надо обращаться с низшими расами, а в одной из комнат пытают китайца. Старательно смакуют раздельные туалеты для цветных и ирландцев грязные и засранные, а для белых чистые и ухоженные. И т.д. Буквально по всем пунктам. Если прислушаться к разговорам красивых горожан, то там сплошной расизм-расизм-расизм. А главные враги расистов боевитые анархисты (оууу, да! хеллоу 2020).

Сейчас в 2020 это смотрится особенно хорошо. И в общем-то понятно, игра - это натуральная агитка "Встретил фашиста расиста - убей". А кто у нас расист? Да любой белый американец, как мы сейчас знаем! Да и игра прямо связывает Старую Добрую Америку с гадкими расистами, которых сколько раз встретил, столько раз и убил. Это можно было бы понять, если бы игра была сделана в другой стране, особенно антиамериканской. Но ведь игра сделана американцами для американцев... Вышла она в 2013 году, собрала награды и была благодарно встречена публикой. На метакритике рейтинг игры 94%  от критиков, баллы от юзеров поменьше - 8,6 из 10, но тоже высоко. Ну, то есть, представьте, выходит игра про царскую Россию, в ней на каждом шагу конюшни, где порют крепостных, царь с хохотом казнит налево и направо, жандармы издеваются над простолюдинами, пьяные чиновники и купцы обнимаются с цыганами. В общем, лютая антирусская агитка. Думаю, даже наши коммунисты стали бы возмущаться. Собственно, в России временами возникали скандалы, например, ЕА была вынуждена вырезать сцену с нападением в российском аэропорте в версии Call of Duty для нашей страны. А американцам такое ОК.

Американец, вот такой ты гадкий расист. Не знал?
Американец, вот такой ты гадкий расист. Не знал?

Это деконструкция Штатов, всех их китов, на которых они стояли и выросли в Сверхдержаву №1, мирового гегемона. Причём, ретроспективно понятно, что и первые две игры тоже были про это. Первая часть пыталась показать индивидуалистскую философию на базе "Атлант расправил плечи", как зло. Вторая часть пыталась ломать религиозность. Но главсценарист Кен Левин посмотрел на это и понял, что как-то слишком тонко получается, не рубит народ фишку. И в третьей игре всё сразу и прямым текстом: вся американская исключительность - ЗЛО! Теперь понятно, откуда взялся 2020, массы готовили ещё с нулевых.

Исходный пост в моём ЖЖ: https://wanderv.livejournal.com/308504.html