Для современного человека компьютер является незаменимой составляющей человеческой жизни. Не взирая на то, что компьютер существенно облегчает жизнь, он поставил перед человечеством острую проблему интернет-зависимости, и с каждым годом возраст детей страдающих от интернет-зависимости становится все меньше.
В первую очередь, следует рассмотреть понятие компьютерной зависимости. Впервые этот термин ввели врачи-психиатры, основываясь на частых социальных и психологических проблемах, выявляемых у людей, часто использующих компьютер, то есть, у первых больных различными формами интернет-зависимости. Всего можно выделить 10 симптомов интернет-зависимости, которые встречаются у каждого отдельного человека в различных соотношениях. Например, увеличивается время, проводимое ребенком у компьютера, беспокойство, если нет возможности воспользоваться компьютером, обман и скрывание времени, проведенного у компьютера, вялое участие в событиях в реальном мире. Помимо этого, злоупотребление компьютером может вызвать социальную изоляцию, депрессию, неудачи в учебе.
Интернет-зависимость состоит из различных отдельных пристрастий, к ним относят компьютерные игры, бесцельные и долгие «блуждания» по Интернету, азартные онлайн игры, электронные покупки, виртуальные знакомства. В самых запущенных и тяжелых случаях такое поведение не только отбирает у ребенка здоровье, ухудшая зрение и слух, но и приводит к разрушению личности.
Интернет-зависимость является не менее серьезной болезнью, по сравнению с другими, более известными аддикциями – наркоманией и алкоголизмом. В этой ситуации действуют схожие механизмы.
Современные ученые доказали, что один из наиболее значимых факторов в формировании компьютерной аддикции является характер ребенка. Как правило, ребенок, страдающий от интернет-зависимости раним, обидчив, тревожен, с низкой самооценкой, склонен к депрессиям, обладает низкой стрессоустойчивостью, неспособен разрешать конфликты, уходит от проблем, плохо адаптируются в коллективе сверстников. Все решение проблемы для таких детей заключается в уходе от реальности в мир Интернета.
Для большинства детей, страдающих от зависимости, виртуальная среда – это один из путей приспособления к реальному миру. Эти дети затрудняются при выражении собственных эмоций, не могут наладить отношения со сверстниками и близкими людьми, это вызывает у них дискомфорт, а поэтому они стараются избегать ситуаций такого рода, и ищут более безболезненный способ взаимодействия с окружающей средой, например, посредством компьютера. Помимо этого, виртуальная среда является способом самозащиты, в виртуальном мире у ребенка не бывает плохого настроения или чувства боли, его не унижают и не обижают.
Однако, как и при любой другой аддикции, личность с интернет-зависимостью страдает от нехватки внимания, чувства одиночества, не получает помощи и взаимопонимания со стороны близких людей, следовательно, постоянно страдают от эмоциональной напряженности и тревоги. Именно это объясняет почему дети с Интернет-зависимостью нуждаются поддержке со стороны близких, грамотном сопровождении психолога при преодолении трудностей в различных жизненных ситуациях.
Это и есть причины, по которым интернет-зависимость относят к психологическим понятиям.
То есть, в качестве критериев, определяющих понятие интернет-зависимости, можно назвать следующие:
- нежелание прерывать нахождение за компьютером, если отвлечение вынужденное – появление чувства раздражения;
- невозможность планирования окончания процесса игры на компьютере;
- забрасывание домашних дел, ухудшение учебы, забывание о договоренностях из-за игры на компьютере;
- пренебрежение человеком с интернет-зависимостью, своим здоровьем, гигиеной, режимом дня для большего количества времени, проводимого за компьютером. Случайный и однообразный прием пищи, в основном за компьютером;
- эмоциональный подъем при игре на компьютере;
- разговоры на компьютерные темы с окружающими людьми.
Отличительные черты компьютерной зависимости в младшем школьном возрасте требуют отдельного разговора. Мнения ученых о влиянии интернета и компьютера на детское развитие, крайне противоречивы. Также противоречивы и данные, полученные в результате психологических исследований, касающихся влияния компьютера на психику и становление личности детей.
Различные педагогические исследования содержат массу аргументов в пользу использования компьютера для обучения школьников, это оказывает положительное воздействие на умственное развитие ребенка, огромные возможности для развития и доступность информации. Н сегодняшний день разработана масса обучающих программ, как для младших и старших школьников, так и для детей дошкольного возраста. Также доказана и эффективность овладения огромным количеством навыков, например, научить ребенка считать, читать, использовать географические карты, при использовании компьютерной помощи. Конечно, нельзя забывать и о другой стороне компьютеризации образования и мира детства.
Было разработано 9 признаков, позволяющих выявить наличие интернет-зависимости у детей младшего школьного возраста. К таким признакам относят следующие:
- нежелание отвлекаться от игры на компьютере;
- раздражение при отвлечении от игры на компьютере;
- неспособность планирования времени окончания игры на компьютере;
- забрасывание домашних дел и обязанностей, включая учебу;
- сбитый график питания и сна, пренебрежение собственным здоровьем;
- прием пищи возле компьютера;
- эмоциональный подъем при игре на компьютере, чувство эйфории от одержанных побед;
- предвкушение и продумывание своего дальнейшего пребывания в мире интернет-фантастики, что позволяет улучшить настроение и захватить все мысли, мечтая о том, как он будет играть.
То есть, интернет-зависимости характерно определенное поведение и признаки. Наиболее подвержены интернет-зависимости младшие школьники, в связи с возрастными особенностями.