Традиционные ирландские саги часто по много раз рассказывались сказителями и были хорошо известны слушателям.
Тем не менее, приходила зима, а с ней зимние ночи и наступала пора рассказывать истории. Согласно обычаю, истории дозволялось рассказывать только "зимой", с 1 ноября до 1 мая, и только после захода солнца. Приходил странствующий сказитель, устраивался у камина в доме уважаемого человека, как бы невзначай собирались тут же остальные сельчане, и сказитель начинал рассказывать.
Истории, как уже сказал, были хорошо известны. Но многие из них, особенно саги о героях и королях, были длинными, с множеством деталей и героев и рассказывались несколько вечеров. Часто эти истории даже объединялись в циклы вроде подвигов Кухулина или разветвленных сюжетов о деяниях Финна, фениях и связанных с ними героев. Должно быть их слушали раз за разом примерно как мы сегодня пересматриваем любимые сериалы.
Был тут еще важный момент - многие из историй играли сакральную роль. Одни истории рассказчик мог заканчивать словами "и пусть ко всем, кто слышал это, придет избавление от болезни". Другие рассказывались для того чтобы "ко всем, кто слышал это, придет богатство и изобилие". Про такие точно было известно, что они несут для слушателя.
В данном же случае интересно то, что при прослушивании много раз сага не стремилась сразу дать слушателю все данные. Иной раз лишь дослушав до конца ты узнавал, к чему все шло. Слушая же в следующий раз, и зная уже итог ты всматривался в детали и понимал - вот тот поворот, от которого героя предостерегали, но он не смог остановиться. Вот тут герой не увидел опасности, хотя мог бы. Больше того - слушая снова и снова ты мог уже представить и что герой чувствовал. Ведь ты уже знаешь, к чему все ведет, и как бы знает и герой. Но остановиться не может. Как и ты иной раз не согласен что-то сделать, но не можешь противиться и делаешь.
Наконец, хотя истории и ходили в основном в устной форме, со временем они попадали в руки монахов и записывались на бумагу. В этот момент и монахи добавляли что-то от себя. Во всяком случае, часто усиливали христианские моменты.
Например, эта сага "Смерть Муйрхертаха, сына Эрк" (Муйрхертах и Син) известна в записи XIV-XV веков, а сложилась, по мнению исследователей, в XI веке. При этом считается, что самый финал, все что происходит после собственно момента смерти сына Эрк был добавлен как раз при записи.
Однако нам он куда более понятен, чем многие традиционные ирландские символы и добавляет новую плоскость восприятия. Дослушав и уже зная такой финал, мы можем прослушать историю заново и сопереживать уже не только главному герою, но и девушке (Син), которая ведет его по сюжету.
Предлагаю это и сделать, прослушать эту историю и может быть вернуться к ней снова:
(в заключительной части видео делаю также краткий разбор событий и символов в саге)
Спасибо, что заглянули!
Заходите и на мой канал на ютьюбе: Были-небыли