В православном христианстве нет единого мнения о теории эволюции. С появлением данной теории в христианском мире начались дискуссии о пересмотре существующих взглядов на происхождение человека и мира в целом. Верующие поделились на сторонников и противников эволюции.
Противники эволюции в православии опираются на "Шестодневы" отцов церкви и сам текст Библии, где четко сказано, что мир был сотворен за 6 дней, и человек был сотворен путем божественного акта, а не через эволюционные преобразования животных организмов.
Отец церкви 7-8 вв. Иоанн Дамаскин пишет:
"От начала дня до начала другого дня - одни сутки, ибо Писание говорит: И бысть вечер и бысть утро, день един (Бытие 1: 5)".
Православные противники эволюции используют работы протестантских теологов по критике теории эволюции и пытаются научно обосновать не только ошибочность теории, но и утвердить альтернативу в форме креационизма.
В таком случае у православных возникает конфликт с протестантами, ибо первые ссылаются на масоретский текст Ветхого Завета, а вторые - на Септуагинту, то есть греческий перевод Ветхого Завета. Поэтому у протестантов выходит, что миру около 6000 лет, а у православных - около 7500 лет.
К противникам эволюции в православной среде можно отнести святого Иоанна Кронштадтского, геолога и протоиерея Константина Буфеева, преподобного Варсонофия Оптинского, священника и богослова Иустина (Поповича), епископа Николая (Сербского), патриарха Алексия II.
Но православие не стоит на месте и пытается соответствовать современной научной картине мира. Многие миряне и священнослужители стали придерживаться теистического эволюционизма, который является адаптированным к теории эволюции вариантом креационизма.
Теистический эволюционизм отвергает буквалистское понимание первой книги Библии и предполагает, что эволюция является частью нашего мира, и что человек появился путем эволюционных преобразований. Мир создавался в течение миллиардов лет, но под чутким руководством Бога.
Как правило православные теистические эволюционисты более либеральных и современных взглядов на жизнь. Из ранних можно выделить святителя Феофана Затворника, протоиерея Александра Меня, протоиерея Георгия Нейфаха, богословов Николая Фиолетова и Алексея Осипова, геолога и протоиерея Глеба Голеда. Протодиакон Андрей (Кураев) пишет в защиту эволюции:
"В православии нет ни текстуального, ни доктринального основания для отторжения эволюционизма."
В следующий раз опубликую разбор других христианских течений и религий. Для неподписанных на блог под статьей появится закрепленное сообщение с ссылками на новый материал.