Как возникли мифические шведы в русской истории, можно только диву даваться. Ничто, что называется, не предвещало, и вот опять.
А теперь серьезно. Летопись говорит однозначно: «Русь, Словени и Чудь реша… и послаша за море к Варягом, к Руси….»
Если отталкиваться только от этой информации, то ясно, что, во-первых, некая Русь вместе со словенами новгородскими и чудью белоглазой уже обитала на земле Новгородской. А во-вторых, и варяги, обитавшие за морем, тоже были Русью. И эти сведения ничуть не противоречат уже известной и все более убедительной информации, что русы, обозначенные названием Русь, в 9 веке обитали и тут, и в Южной Балтике, где господствовали варяги-русы. Это также не противоречит информации о родственности словен новгородских и южнобалтийских славян. Смотрите: zen.yandex.ru/media/bonorus/polabe-istoki-russkoi-rusi-5ef30dc592b60f4fff49c2c0.
Что интересно, в этом ключевом зачине истории Руси о шведах ни слова. А говорит о неких «свеях» летопись дальше, когда просто сравнивает этническую принадлежность соседей русов. «Зовутся эти варяги русь, как другие зовутся свеи, оурмане, англяне, а другие готы». Выведение имени «свеи» от славянского слова «свои» не должна удивлять. Легитимность этого названия не менее достоверна, чем любые другие. Во «Введении в германскую филологию» (М., 1998) без обиняков пишут, что «Возможно, в слове „свей“ представлен тот же корень, что и в русском „свой“.
Кому же тогда эти «свеи» были не чужими, а своими, если использовалось здесь сугубо славянское слово? «Своими», когда о них писал в 1 веке Тацит, они славянам и были. А уж произвести имя «шведы» от «свеи» с лингвистической точки зрения легко.
Правда, сами шведы как народ появились достаточно поздно. Современное название страны – Сверика («Sverige»), древнешведское «Svearike». Здесь rike – государство svea – свеи.
Что же не так со шведами в нашей истории? Русская летопись дает одну информацию, а современная наука с какого-то резона навязывает нам в качестве предков русов каких-то «шведов» или викингов. Может быть, тогда наши предки не только шведы, но и еще более викинги, чем шведы – норвежцы, датчане. Но об этом что-то умалчивается.
Конечно, какие-то викинги достаточно разбойничали на Британских островах. Нападение их на Святой Остров (Линдисфарн) на востоке Британии надолго задержалось в памяти англичан. Считается, что это были норвеги и даны. Наши норманнисты и посчитали: раз какие-то викинги ходили на запад, то с тем же успехом могли ходить и на восток! Логика в таком их предположении отсутствует. Могли – это не значит, что ходили.
В современной науке осело прочно, что Руси достались шведы. О том как сами шведы еще в 17 веке «влезли» в нашу историю, начиная с опуса П. Петрея, можно прочесть в статье: zen.yandex.ru/media/bonorus/normannizm--bred-russkoi-istorii-5d8cb7ad79c26e00ae003162.
То, что шведы нафантазировали, то наши ученые мужи и сами не прочь были, чего не знали, додумать. Они обнаружили и начальную точку, откуда прибыли варяги-русь, приняв за отправную точку местность под именем Рослаген. Казалось бы, всё сходится. И корень слова «Рос» и имя варягов – русы. Правда, эта местность, прибрежная полоса Рослагена, носила прежде название Роден, и к русам отношения не имела. Роден в викингский период был почти не заселён. Так пишут шведы.
А вот был ли государственный потенциал у самих шведов для создания в 9 веке на востоке Руси нового государства? Этим вопросом, собственно, никто из доморощенных апологетов норманнизма не интересовался.
А ведь может быть, в 9 веке, когда уже существовало Древнерусское государство, у этих викингов, у этой деревенщины, никакого государства и не было. Оказывается – реально не было!
Кстати, «вик» на древнескандинавском языке – это деревня. Это слово созвучно русскому устаревшему слову «весь» - деревня («До свиданья города и веси»). И викинг – простой деревенский парень, деревенщина. Такие нанимались к кому угодно, только бы из деревни выбраться. Нанимались, покидали деревни из нескольких домов на голых скандинавских скалах, и искали удачу в дальних краях. Что они могли предложить, кроме своих услуг разбойников?
Создание же собственно шведской государственности по мнению шведских исследователей средневекового периода носило длительный характер. Только в 13-14 веках появляются признаки раннего государства. И в так называемый викингский период (конец VIII – начало XII вв.) признаков государства не отмечено. То что имелось, «не выходила за пределы догосударственных форм». Это стало известно, благодаря работам со шведскими источниками кандидата исторических наук Л.П. Грот, которая задалась вопросом, «обладала ли Средняя Швеция необходимым потенциалом для свершения той великой миссии в древнерусской истории, которая им приписывается норманнистами».
Знание шведского языка позволило Лидии Петровне внимательно проштудировать всю шведскую историческую медиевистику. Она обнаружила и показала те факты, которые в корне рушат устои здания, построенного на глиняных ногах, сооружения на котором строили всю историю Руси. В шведской историографии Средних веков не было обнаружено никаких известий об экспансии викингов-шведов в Восточную Европу.
В 830 году на острове Бирка на озере Меларен, считавшийся тогда крупным торговым центром шведских викингов, побывал епископ Гамбурга. Свои впечатления он изложил в «Житии Святого Ансгара», где осветил социально-политические отношения у свеев. Упоминался этот остров также и Адамом Бременским.
Что по информации епископа представляла собой территория свеев? Она в тот период состояла из ряда мелких владений. Где не наблюдалось ни иерархии, ни определенной структуры. Видимо, основным властным органом было народное собрание, ограничивавшее малозначащую королевскую власть.
Только в середине XIV века в Швеции при короле Магнусе Эриксоне появился общегосударственный свод законов. Это в какой-то степени указывает на всё еще протекающий в этот период процесс оформления верховной власти. И по мнению шведских историков объединение севера Швеции, заселенного свеями, и юга, где обитали гёты, заняло несколько столетий. То есть, говорить о какой-то государственности при таком вялотекущем процессе ее формирования до 14 века говорить не приходится. Да, и строительство городов в Швеции началось только с конца XIII в.
Что же имеем на Руси? Свод законов «Русская правда», сборник правовых норм Руси Ярослава Мудрого датируется 1016 годом. Безусловно, это русских правовой документ создавался в Новгороде. Это следует из ее текста.
«Аще ли челядинъ съкрыется любо оу варяга, любо оу кольбяга, а его за три дни не выведоуть, а познають и в третий день, то изымати емоу свои челядинъ, а 3 гривне за обидоу». (Если челядин скрывается либо у варяга, либо у колбяга, а его в течение трех дней не выдадут, и узнают и на третий день, то своего челядина забирают, и три гривны платят потерпевшему). Здесь речь идет варягах и колбягах, жителях новгородской земли. О последних можно прочесть здесь:
zen.yandex.ru/media/bonorus/letopisnye-kolbiagi-osnovali-kolpino-5d56b733027a1500ad01d7b6.
Кроме того, и на объединение Новгорода и Киева Рюриковичами ушло всего несколько десятилетий. А ведь это была гигантская по сравнению с миниатюрной даже по сегодняшним меркам Швецией территория. С момента призвания Рюрика (862 г.) до прихода Олега в Киев прошло всего двадцать лет («в лѣто 6390 сѣде Олег княжа въ Киевѣ»). Это был 882 год.
Так что опыт такого объединения из Швеции никто передать не мог. Так как она сама начинала образовываться только как минимум через 300 лет после создания Русского государства.
Сами шведские историки подчеркивают, что их государство возникло позже многих других государств Европы и Скандинавии, в позднем Средневековье. И полагать, что некие дремучие шведские викинги, которым до собственного государства было еще шагать и шагать, могли что-то построить там, где их и нога не ступала – это был апогей удивительного нонсенса норманнизма.
Здесь нужно отметить еще два важных момента: подъем дна Балтийского моря и данные ДНК-генеалогии.
Важным фактором является то, что прибрежная полоса Роден/Рослаген постепенно прирастала за счет выступавших из моря островков. Основная ее часть поднялась довольно поздно над уровнем моря. Две части прибрежной полосы под именем Тиунда и Аттунда слились в один Рослаген и были вытеснены именем Уппланд . Так что, возраст её поселений намного моложе внутриконтинентальных поселений Уппланд. Все это естественным образом влияло на временной процесс развития этой молодой шведской территории. О каком государстве можно было говорить в процессе этого расширения территории Рослагена за счет поднятия дна Балтийского моря? С образованием новых территорий требовалось и время для их заселения итак немногочисленными обитателями неуютных земель Скандинавии. Впрочем, подробно об этом пишет Лидия Грот на сайте Переормат.ру.
В определенной степени помогает сегодня расставить все точки над «i» ДНК-генеалогия. По ее сведениям примерно 5000 лет назад гаплогруппа R1a субклада Z645 разошлась на ряд ветвей субкладов. Русы субклада R1a-Z280 занимают территорию России, Украины, Белоруссии, и как это ни удивительно – Польши. Скандинавы же, субклада R1a-Z284, потомки тех самых викингов сегодня живут в Норвегии, Швеции, Дании, частично Британии.
И если бы шведские викинги были теми самыми варягами русских летописей, то сегодня на территории России обитали бы сотни тысяч, если не миллионы, носителей скандинавской гаплогруппы R1a-Z284. Но среди жителей России этот субклад не определяется. Если появляются единичные, то принадлежат поздним заезжим гостям. И преобладающим в России является только субклад R1a-Z280.
Так что, никаких викингов на Руси не было. Не было их рядом с ободритом Рюриком, не было их и позже. А вот варяги-русы были. О варягах читайте:
zen.yandex.ru/media/bonorus/rouskie-variagi-5db938b01febd400b188fb20.
Таким образом, как шведские викинги «возникли» в русской истории, так и бесследно канули. И присутствуют, по всему видать, в виде фантома, как призрак шведской оперы, продолжая будоражить воображение романтикой несбыточного…. Да, еще школьникам продолжают рассказывать о мифических гребцах….
Подписывайтесь на канал, делитесь информацией, ставьте лайки.
Другие мои материалы по ссылке: zen.yandex.ru/media/bonorus