Вы наверняка слышали, как расхваливая или критикуя классический рамный Land Rover Defender, многие говорят, что это «военный автомобиль со всеми преимуществами и недостатками армейского броневика». Однако многие удивляются, когда узнают, что в отличие от своих конкурентов Defender изначально создавался как гражданский автомобиль. Но судьба занесла его и на поля брани – и сегодня мы поведаем вам о боевом пути Land Rover, а точнее, о его армейской модификации «Снэтч».
Само слово Snatch переводится с английского как «сорвать куш». История не оставила нам свидетельств о том, почему именно такое имя получил основной автомобиль королевских вооружённых сил. История его создания тесно связана с печальной эпохой Смуты, когда североирландские католики восстали против Лондона, желая объединить Зелёный остров. Тогда оказалось, что использовавшиеся в британской армии бронетранспортёры просто не приспособлены к езде по маленьким старинным улочкам Белфаста, а построенные с использованием технических решений эпохи Второй мировой войны Land Rover Series и Willys не подходили для условий партизанской войны, которая развернулась на просторах Ольстера.
В то время британская полиция, МЧС и соцслужбы уже вовсю использовали новый Land Rover Defender, который стал логическим развитием классического Land Rover Series III. Оснащённый тяговитым низовым турбодизельным мотором, способный на одном только сцеплении штурмовать грунтовые горки с уклоном до 45 градусов, он привлёк внимание военных, и тогда компания Land Rover получила заказ на изготовление армейского автомобиля, способного справиться с задачами, которые ставили перед собой королевские вооружённые силы в Ирландии. Так появился «Снэтч» - бронированный модульный внедорожник, который в течение тридцати лет был основным транспортом британской армии.
Отличительной чертой «Снэтча» стала его модульность. На простую и надёжную рамную конструкцию можно было установить разное бронирование, турели, инфракрасные визоры и защитные сетки. Последнее было особенно актуальным – городские версии «Снэтча» теряли клиренс, зато теперь под них нельзя было забросить коктейль Молотова.
Время шло. Британская армия проехала на «Сэтче» по пустыням Ирака и Ливии, а затем пришло время афганской кампании. С самого её начала в 2001 году англичане столкнулись с суровыми условиями сухого высокогорья, совершенно другой, жёсткой партизанской войной и с вооружением, которое было на несколько голов выше, чем то, с которым воевала ИРА. К 2010 году было потеряно большое количество «Снэтчей», от глобальной модификации которых британское командование долго отказывалось.
Солдат Land Rover выполнял свою задачу настолько хорошо, насколько мог. Он способен был обеспечить прикрытие от пуль или быструю доставку, но его плоское днище делало автомобиль жертвой противопехотных мин. Старая рамная конструкция более не подходила для решения боевых задач, и «Снэтч» отправился в почётную отставку, уступив место совершенно новым броневикам, способным справиться с современной войной.
Тем не менее служба «Снэтча» ещё не окончена. Он используется для патрулирования границ, как транспортный автомобиль на военных базах и во время учений. Land Rover Snatch стал таким же символом британских вооружённых сил, как пробковый шлем или пулемёт Льюиса. Сегодня он находится на заслуженном отдыхе, и его всё чаще можно заметить в частных коллекциях или музеях.