Найти в Дзене
Проект +1

Как научить школьников жить экологично

Последние подгода Plus-one.ru участвовал в подготовке гражданского обзора по реализации Россией Целей устойчивого развития. В сотрудничестве с авторами и экспертами доклада мы отобрали лучшие проекты бизнеса, НКО и активистского сообщества, запущенные в нашей стране. Сегодня мы представляем кейс правового центра «Беллона» по организации системы экологического просвещения для школьников и студентов.

Иллюстрация Юлии Дорофеевой
Иллюстрация Юлии Дорофеевой

Вызов

Россия находится на грани экологического кризиса: мусорные полигоны и свалки занимают 4 млн га, что сопоставимо с территорией Московской области, и с каждым годом их площадь возрастает на 0,3 млн га; ежегодно в стране сгорает целая «Германия» лесов, торфяных болот и полей; качество воздуха в городах стремительно ухудшается; из-за сбросов сточных вод «загрязнены практически все реки страны».

Эксперты отмечают низкий уровень развития экологической культуры у населения. Согласно опросам ВЦИОМ и Фонда Общественное мнение (ФОМ), россияне констатируют ухудшение состояния окружающей среды как в своем населенном пункте, так и в стране. Половина соотечественников (49%) что-то делают для защиты окружающей среды, 41% не делают для этого ничего. По данным ВЦИОМ, 27% россиян сортируют хотя бы один вид мусора, 23% сдают опасные отходы в переработку, лишь 16% заменяет полиэтиленовые пакеты на бумажные или тканевые сумки. По данным ФОМ, за последний год лишь 18% респондентов экономили бумагу, 20% участвовали в уборках территории.

В России не выстроена система всеобщего и комплексного экологического образования, которую декларирует закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 27.12.2019) «Об охране окружающей среды». Экологическое образование является фрагментарным и необязательным. Уровень развития экообразования не соответствует масштабу и серьезности экологических проблем, подчеркивают эксперты.

В дошкольных учреждениях вопросам охраны окружающей среды внимание практически не уделяется. В школах экообразование затрагивается в таких предметах, как «Обществознание» и «Окружающий мир», а также в естественных и общенаучных предметах. В некоторых школах предусмотрена возможность изучения экологии как самостоятельного предмета по выбору. Между тем эксперты заявляют, что «дополнительное образование и внеурочная работа учителей не обеспечены реально работающими и тиражированными по стране методиками», а отдельные уроки не дают возможности изучить проблемы охраны окружающей среды комплексно. Несмотря на перечисленное выше, многие сотрудники сферы образования выступают против включения предмета «Экология» в основную школьную программу, так как это может привести к сокращению часов по биологии, географии и другим дисциплинам.

В стране действуют центры дополнительного экологического образования, которые, в частности, организуют детские лагеря с выездами на природу, вовлекают детей и их родителей в решение локальных экологических проблем.

В средних профессиональных учебных заведениях вопросы охраны окружающей среды затрагиваются недостаточно. Подготовка кадров в области экологии и охраны окружающей среды ведется более чем в 200 вузах страны по программам бакалавриата и магистратуры. Каждый год их оканчивают 70 тыс. студентов.

Большой вклад в экологическое просвещение вносят особо охраняемые природные территории, общественные организации, парки, музеи, библиотеки, СМИ.

Решение

Правовой центр «Беллона» организует для школьников и студентов занятия и мастер-классы, посвященные состоянию окружающей среды и охране природы. Эксперты, волонтеры и практиканты из России и других стран совместно готовят презентации, разрабатывают игры и викторины, проводят уроки.

«Беллона» начала реализовывать проект «Экологическое просвещение» в связи с запросом от учителей, школьников, волонтеров. Педагоги хотели провести мероприятия для детей на темы климата, обращения с отходами, экологических проблем.

Важным инструментом поиска заинтересованных в экологическом просвещении учителей стали конкурсы природоохранных проектов («ЭкоПросвет», «B3: Bellona Barents Baltic», региональный этап конкурса «Природа, человек, страна»), в которых участвовали школы Санкт-Петербурга и других городов России.

Проводить систематические занятия с привлечением волонтеров, в том числе из-за рубежа, центр стал с 2018 года. Для подготовки добровольцев были организованы «Школа профессионального развития эковолонтера» и «Школа ЭкоПросветителя» с участием представителей Дирекций особо охраняемых природных территорий Санкт-Петербурга, Фонда друзей балтийской нерпы, Общества добровольных лесных пожарных.

Для учеников начальной школы проведены уроки о поведении в лесу, на особо охраняемых природных территориях, об экологических проблемах Финского залива и Ладожского озера. Для старшеклассников — занятия на английском языке: «Национальные парки и ООПТ в США и России», «Экологические проблемы океана», «Защита китов» и др.

В 2019-2020 учебном году реализован проект «Экологическая сказка про День рождения» — цикл из двух уроков для учеников 2–4 классов. На занятиях дети знакомятся с проблемой заполнения пространств мусором, узнают об опасности одноразовых предметов, организации экопраздника. Урок наполнен наглядными материалами, играми, интерактивными заданиями.

Занятие «Как жить экологично» подготовила стажер Йоханна Партанен для учеников 7–11 классов, изучающих английский. Во время урока она рассказывает детям о «зеленых» привычках и системе переработки отходов в Финляндии, обсуждает с ребятами, почему и как необходимо заботиться о природе.

С 2018 года центр проводит конкурс для учителей и активистов «ЭкоПросвет», с целью поощрения лучших эколого-просветительских практик. Победители награждаются дипломами и призами. По результатам конкурса издается сборник лучших работ, который публикуется на сайте организации.

С 2009 года центр организует конкурс «ЭкоЮрист» для студентов, изучающих экологическое право. Его участники выбирают проблему, пишут по ней эссе, составляют документ (например, жалобу или запрос) и направляет его в соответствующие органы власти. Некоторые вузы проводят двухдневные семинары, где студенты учатся анализировать экологическое законодательство, слушают выступления экспертов и активистов. Итогом конкурса становится сборник экологических проблем в разных регионах с образцами обращений и жалоб, которыми можно воспользоваться.

Одна из проблем, с которой сталкивается центр, — быстрая сменяемость волонтерского состава. Добровольцев ищут на экофестивалях, в вузах, на субботниках и других мероприятиях.

Другая проблема — поиск финансирования для покупки расходных материалов, призов, поддержки волонтеров. Пока проект реализуется за счет средств «Беллоны», но центр открыт для партнерства в рамках экопросветительского направления.

Результаты и рекомендации

В 2019 году проведено более 250 мероприятий для школьников, волонтеров и студентов. Их участниками стали более 5,5 тыс. человек. Готовить и проводить события помогали 27 волонтеров.

Проведено три конкурса: «B3: Bellona Barents Baltic», «ЭкоПросвет», «Эко-Юрист». В последнем приняло участие свыше 1600 человек.

Оценка качества результатов происходит благодаря обратной связи от учителей и детей. Так, один из педагогов рассказал, что после урока о «зеленых» привычках в классе начали собирать батарейки для сдачи в переработку. Каждый цикл занятий заканчивается игрой, в рамках которой подводятся итоги, а каждый ученик закрепляет новые знания на практике. Например, были проведены групповые игры по созданию карты ООПТ, картины в виде солнца, проведению экопраздника.

Организаторы подчеркивают, что при работе с детьми важно уметь их заинтересовать и мотивировать. По возможности в урок нужно включать игровые задания. Для работы с учениками начальной школы подходят занятия в форме сказки. Учащиеся разных возрастов позитивно реагируют на волонтеров из-за рубежа.

В целом дети гораздо более восприимчивы к активным форматам (квестам, полевым работам), чем к занятиям в помещениях. Если урок или мастер-класс невозможно провести на природе, то на нем можно демонстрировать детям природные материалы (растения, лишайники и др.).

Для более полного погружения ребят в экологическую проблематику следует приводить примеры гармоничных отношений человека и природы, рассказывать о Целях устойчивого развития, создающих новый мир, в котором им предстоит жить.

Автор Александр Титов