Найти тему
Zafer Dogan

Чаевые в Турции. Кому, за что и сколько давать?

Все знают, что чаевые дают обслуживающему персоналу не просто за исполнение его работы, а за отличное её выполнение. Или когда надо, чтобы персонал сделал что-то большее, что не входит в круг его обязанностей. Турция в этом плане страна особая. Там нет обязательных чаевых, зато практикуют добровольно-принудительные. Что это такое, проследим на примере приезда российского туриста в эту страну.

Трансфер в гостиницу

-2

Вот он, счастливый, едет в автобусе из аэропорта в свою гостиницу. По дороге гид обязательно расскажет, что один-два доллара, оставленные водителю в коробочке, традиция, которая гарантирует туристам удачный отдых. Может даже соврать, что у Мехмеда сегодня день рождения. С практической точки зрения смысла в чаевых здесь нет никакого. Давать или не давать водителю автобуса на чай, решать вам. Только не кладите в коробочку мелочь. Случалось, когда он центы в след туристам швырял.

Носильщик – персонал рабочий

-3

А вот давать чаевые носильщику в гостинице это норма. Один доллар или евро вполне достаточно, что бы отблагодарить его за помощь с вещами. Поэтому, собираясь в поездку, желательно запастись мелочью. У меня как-то был случай, когда её в нужный момент не оказалось. Хорошо, что владею турецким языком. Сказал носильщику такую фразу: «Kusura bakma, bozuk yok», то есть, не взыщи, нет мелочи. Он не обиделся. Потом, как-то увидев его возле ресепшена, исправил свою оплошность.

Ох уж это размещение

-4

Проблемы размещения в номер гостиницы тоже часто решаются с помощью чаевых. Вот вас привезли, к примеру, рано утром, да еще с ребенком, а номера начинают заселять не раньше двух часов дня. Или вообще могут сказать, что мест в настоящее время нет. Такие проблемы чаще всего бывают в трехзвездочных гостиницах. Решить их можно с помощью двадцатидолларовой купюры, вложенной в паспорт. Сделать это придется также, когда надо поменять не понравившийся вам номер на другой.

Кстати, не видел никогда, как немецкие туристы дают чаевые на ресепшене. А вот в ресторане, особенно когда надо получить столик в хорошем месте, это можно заметить. Тогда официант у столика с немцами будет крутиться как заведенный.

Что касается уборки в номере

-5

Существует мнение, что оставлять горничной возле зеркала по одному доллару надо чуть ли не через день. Сколько я не клал, на результат уборки это не отразилось. Так же было плохо протерто зеркало в ванной комнате, а пыль под кроватью лежала пластом еще с прежних отдыхающих. Правда, иногда на постели появлялась фигура из скрученных полотенец в виде лебедя, и покрывало было украшено цветочными лепестками.

Однако, если вы ненароком испортили что-нибудь в номере, то оставьте горничной радом с вещью несколько долларов. Тогда она, закрыв глаза на этот случай, не сообщит о нем менеджеру и он не выставит вам счет при отъезде.

Бар – это отдельная история

-6

Бармены в дешевых отелях часто прикалывают русских туристов таким образом. Вы просите джин с тоником, а он говорит вам, что джин кончился. Зато немцу, который пришел следом за вами, наливает. Явная несправедливость. Если вы любитель алкоголя, то вот вам совет: не жадничайте, дайте бармену десятку. Он вас запомнит, станет вашим другом и будет наливать напитки без очереди и ограничений.

Вместо эпилога

В любом случае институт «бакшиша» в Турции насчитывает несколько веков. Оставлять чаевые тем, кто оказал вам услугу, в этой стране придется. Просто делать это надо правильно и знать кому, за что и сколько давать. Кстати, сами турки дают чаевые регулярно, причем деликатно и незаметно для окружающих.

P.S. Как живут немецкие туристы в отелях Анталии, не пожелавшие возвращаться в Германию на жесткий карантин, читать здесь