Единиц внимания у человека не бесконечно много.
Вы слышали про синдром дефицита внимания или СДВГ? "
- Г" - это гиперактивность;
- "Гипер" - значит чрезмерная, бессмысленная и неэффективная.
Проще: когда мозги перестают справляться, включаются ноги.
СДВГ: социализация или депривация?
Короткий анекдот вместо длинных объяснений.
В отстающем колхозе идет собрание
Колхозники делят премию - 100 рублей, выписанную на весь колхоз в кои-то веки. Старый дед на задней скамейке что-то порывается сказать, бубнит: "Фанера, фанера ...".
"Дед, ты чего?",- спрашивает председатель.
"Предлагаю на все деньги купить фанеры, сделать ероплан и улететь из этого колхоза к е...й матери!"
Это в точности то, что пытается сделать мозг человека с переизбытком информации, которую неспособен переработать.
Сбежать "к такой-то матери". И делает он это в полном соответствии с законами психофизиологии, которую в педвузах не изучают.
Вот еще один пример, а, скорее, метафора.
"Болдинская осень"
Вспомните школьные уроки литературы. Какой период в творчестве А.Пушкина оказался самым плодотворным?
Сентябрь - ноябрь 1830 г., когда он пережидал эпидемию холеры в деревне. На карантине, изолированный от социума, от друзей-товарищей и даже от подруг )), от бесконечных балов, прогулок в карете по С.-Петербургу и всего прочего, о чем так беспокоятся школьные педагоги, пугая желающих перейти на домашнее обучение.
Депривация - это освобождение единиц внимания.
Депривация способствует пониманию. творчеству и обучению.
А социализация - наоборот - препятствует.
Но школа пугает тех, кто поднимает голову и пытается избавить своих детей от ее подавляющего воздействия: "А как же ваш ребенок будет социализироваться?! Он же социальным уродом вырастет!"
Таким же уродом, как Пушкин, Эдисон и далее по списку без начала и конца. В хорошем смысле ))
Тем, кто задумывается о домашнем образовании
Теории хороши, а эксперименты убедительнее.
Чтобы понять,
- почему школьный подход не эффективен,
- почему в школе так широко распространен синдрома дефицита внимания
проведите пару экспериментов.
Эксперимент №1. "Вы Цезарь?"
- Продолжайте читать статью, пытаясь уловить смысл, и, одновременно, подсчитывая количество букв в словах.
Эксперимент №2. "Говорящий не слышит"
Включите радио. Улавливайте смысл слов песни, разговаривайте со второй "половиной" и решайте задачу ЕГЭ по математике (даже пусть базового уровня).
Не трогайте дерево - подрубите корни
Таких экспериментов можно придумать бесконечное количество. Я уже не знаю, как донести до сознания родителей очевидные вещи.
Школа губит нервную систему ребенка на корню. И это не качество учебников и не квалификация конкретных учителей. Это системное воздействие, имеющее социальную, политическую подоплеку.
Поэтому разговоры о деталях обучения в семейной форме - это "ловля блох".
Уже умный, но еще здоровый
Домашнее образование решает главный вопрос обучения кардинально: освобождает единицы внимания и выводит из-под подавляющего влияния социума.
В который потом можно спокойно вернуться.
Уже умным. И еще здоровым.
Правильно?