Хорошего оператора отличает не только умение выставлять настройки на своей камере, но и владение различными приёмами, которые позволяют сильно разнообразить вашу съёмку.
Об этих приёмах мы и рассказывали на протяжении 7 недель, поэтому наконец решили собрать их в одном месте, чтобы создать некое операторское пособие, к которому вы сможете время от времени возвращаться и тренировать свой съёмочный скилл.
Так что обязательно сохраняйте к себе и применяйте на практике!
1. Перевод фокуса с одного объекта на другой, он же Rack Focus — один из самых используемых в современном кинематографе.
Его главное назначение — акцентировать внимание зрителя на чём-то определенном, тем самым помогая рассказывать историю.
И тут нельзя не вспомнить о ГРИП (глубина резко изображаемого пространства), которая напрямую влияет на степень акцентирования. А сама же ГРИП зависит от нескольких факторов — площадь сенсора, диафрагма объектива, расстояние от объектива до объекта.
Приём не так прост в применении, как может показаться — оператору (или фокус-пуллеру) необходимо очень хорошо чувствовать, во-первых, расстояние, и во-вторых — кольцо фокусировки своего объектива (или кольца радио-фокуса).
Возможно, вам потребуется очень много времени, чтобы приноровиться и почувствовать ход всех этих крутилок, но, если времени на это нет, то можете пометить маркером начальные и конечные точки (прям как на таймлайне ) на бумажке, обёрнутой вокруг объектива. Или же просто запомнить значения шкалы ГРИП на первом и на втором объекте (если же, конечно, на вашем объективе есть эта шкала).
2. Dolly Zoom/Vertigo
Данный приём получается при комбинировании двух вещей — изменения расстояния от камеры до объекта и фокусного расстояния объектива. Получается, что нужно одновременно и крутить кольцо ФР, и перемещать камеру (лучше всего на тележке).
Существует два варианта Вертиго:
— Приближаете камеру к объекту и уменьшаете фокусное расстояние.
В этом случае сам объект будет оставаться постоянного размера, а вот фон за ним — будет отдаляться пропорционально увеличению угла обзора вашей линзы. Также начинает изменяться пространство и появляться дисторсия. Если объект съемки — лицо человека, то оно будет постепенно становиться всё вытянутее.
При таком использовании Вертиго может означать отрешенность и растерянность персонажа, и даже сумасшествие.
— Отдаляете камеру от объекта и увеличиваете фокусное расстояние.
В этом случае объект также остается на месте, а фон, наоборот, приближается к персонажу. Пространство же (если оно было искажено) начинает потихоньку исправляться и становиться более естественным.
В таком исполнении этот приём может означать как уверенность персонажа в своих действиях, так и давление внешней среды на главного героя.
Приём является довольно сложным в исполнении, поскольку требует очень долгих тренировок для того, чтобы почувствовать ход кольца фокусного расстояния и попытаться сопоставить его с вашей собственной скоростью передвижения (ну, или скоростью тележки).
Тем не менее, Вертиго является самым мощным с визуальной точки зрения операторским приёмом, который помогает вам достичь очень стильного эффекта внутри камеры, не прибегая к помощи монтажа и VFX.
3. Snorricam
Зачастую в кино (и не только) можно заметить подобные кадры, в которых движения камеры синхронизованы с движением персонажа, а меняется лишь фон. Создаётся ощущение, как будто камера прикреплена к актёру... А она и впрямь к нему прикреплена!
Приём, получивший название в честь изобретателей конструкции братьев Снорри, в основном используется для передачи эмоционального и физического состояния (как правило, напряжённого) персонажа. Например — состояния алкогольного и наркотического опьянения, либо же тяжелый период в жизни главного героя, стрессовую ситуацию.
Хоть Сноррикам и является сложной технической конструкцией, но имитировать его использование вы с лёгкостью можете при помощи подручных средств. Например — упереть в себя штатив с закреплённой камерой, зафиксировав его ремнями, или просто держа в руках.
И перед тем, как вы захотите повторить данный приём, не забудьте о том, что вам необходимо использовать широкоугольную оптику.
_____________________________________
4. Split Focus
Операторский приём, заметить который в конкретной сцене зачастую бывает крайне затруднительно.
Эффект создаётся за счёт установки на объектив специальной «зональной линзы», которая позволяет держать в фокусе объекты, находящиеся одновременно на переднем и заднем планах, создавая между ними границу нерезкости.
Его можно использовать для акцентирования внимания зрителя на определенных объектах в кадре, а также лишает необходимости в переводе фокуса, что может быть особенно полезным в случае, если хронометраж данной сцены строго ограничен.
А также, это просто красиво выглядит.
Но не стоит забывать о том, что данная технология ограничивает нас в движении камеры, поскольку в этом случае начинают проявляться оптические дефекты в виде линий и неоднородности фона.
Кстати, данное устройство еще в 1962 году изобрёл наш соотечественник — оператор Михаил Кириллов.
_____________________________________
5. «Живая» или «субъективная» камера — приём, который уже давно используется в кинематографе.
Цель этого приёма — создать для зрителя эффект максимального погружения в происходящее на экране.
Тут может быть 2 варианта: либо съёмка ведётся от первого лица, либо же от лица стороннего наблюдателя.
В первом случае использование приёма осложняется тем, что оператору приходится быть одновременно и актёром (либо, наоборот), и это сильно ограничивает художественный потенциал сцены. Также, ограничивающим фактором является и отсутствие на рынке каких-либо готовых конструкций для крепления профессиональных камер на голове. Поэтому инженерам каждый раз приходится лезть из кожи вон и еще на этапе препродакшна разрабатывать эти конструкции.
Иногда создатели идут на компромисс и отдают предпочтение экшн-камерам по типу GoPro, тем самым теряя в глубине резкости, динамическом диапазоне, и т.д., но получая выигрыш по мобильности и простоте использования.
Хорошим примером такого компромисса является «Хардкор» Ильи Найшуллера — вы в прямом смысле переживаете историю главного героя. Степень погружения — максимальная.
Во втором варианте (съёмка от лица наблюдателя) всё гораздо проще. Пропадает необходимость крепить какие-то конструкции на актёра, а оператору достаточно держать камеру на уровне глаз и создавать небольшую тряску (как-будто от шагов) при перемещении. Вот и всё — эффект погружения у вас в кармане. Кстати, механический стедикам, например, отлично подойдёт для таких задач.
В этом виде субъективная камера отлично используется в фильме «Вход в пустоту» Гаспара Ноэ, в котором камера постоянно находится за плечом главного героя (не показывая его самого), а с определенного момента она превращается в самостоятельного персонажа в виде парящего над городом и наблюдающего за жизнью близких людей духа.
Этот приём не просто помогает создать эффект погружения в происходящее, но также добавляет динамики в вашу сцену, поэтому берите на вооружение и используйте в ваших проектах. Тем более, что в минимальном сетапе, для его реализации вам потребуется только камера, ваши руки и ноги.
_____________________________________
6. Разрушение 4-й стены
Четвёртая стена — та самая условность, благодаря которой мы ясно понимаем, что кино — псевдореалистично. Этот барьер отлично отделяет зрителя от происходящего на экране.
Но иногда авторы нарочно ломают эту стену, чтобы реализовать свои художественные задумки.
Естественно, в первую очередь это доставляет зрителю дискомфорт. Представь — сидишь ты такой в кинотеатре, смотришь фильм, а персонаж берёт, поворачивается и тычет в тебя пальцем, ну или просто пристально смотрит. Не очень приятно, согласитесь :)
Зачастую, это используется как комический приём, и он очень уместен при использовании в комедиях.
Но разрушение стены и разговор главного персонажа со зрителем может также быть и основным лейтмотивом фильма. Вспомнить хотя бы «Карточный Домик» — очень напряженный сериал про то, как Фрэнк Андервуд пытается стать президентом. Комичностью здесь и не пахнет, но зато, этот внезапный и частый диалог со зрителем (даже посреди светской беседы в Белом Доме) очень сильно сближает нас с главным героем, проливая свет на его мысли и эмоции.
Похожий эффект достигается и в «Дэдпуле», несмотря на всю комичность этого фильма. Да, зачастую он просто рофлит, смотря тебе в глаза, но всё-таки, благодаря этим вставкам, нам удаётся лучше узнать самого персонажа.
Но всё же, в большинстве произведений 4-ю стену разрушают лишь эпизодично. Зачастую это происходит в наиболее драматичных сценах фильма, когда авторы хотят заставить нас максимально сопереживать эмоциям главных героев.
В случае с хоррорами это приём может заставить нас испытывать страх и ужас, если главный злодей будет сверлить нас своим пронзительным взглядом.
Применений у этого приёма — бесчисленное множество. И для того, чтобы его использовать, вам, грубо говоря, ничего и не понадобится. Главное — сделать это нарочное устремление взгляда актёра в камеру контекстно оправданным.
_____________________________________
7. Отражения в кинематографе
Этот приём уже давно никого не удивляет, тем не менее, режиссёры и операторы-постановщики возвращаются к нему снова и снова.
Отражения могут использоваться для совершенно различных целей.
Во-первых, это самый простой способ усложнения композиции в кадре. Благодаря съёмке зеркала под углом, мы можем добиться, например, того, что сама камера будет захватывать лишь черезплечный план персонажа, а отражение будет показывать нам его лицо.
Во-вторых, сцены, в которых персонажи делают какие-то действия, либо же просто смотрят на себя через зеркало — очень естественны и могут показывать нам эмоциональное состояние героев, в частности — их сомнения и опасения (наиболее распространенный вариант).
Также отражения часто используются для мистификации происходящего. Например, мы часто можем видеть разговаривающего с зеркалом персонажа, в контексте того, что на самом деле он разговаривает с выдуманным персонажем, либо же духом/призраком и т.д.
И наконец, отражения могут облегчить съёмочный процесс и последующий монтаж. Эдакий лайфхак. Например, мы можем просто сделать перевод фокуса с лица водителя на зеркало заднего вида, вместо того чтобы снимать эти планы по отдельности (лицо водителя и съёмка через заднее стекло развёрнутой на 180 градусов камерой).
Не стоит забывать о том, что съёмка отражающих поверхностей требует от нам более серьёзного технического подхода.
Как минимум — не «светить» самой камерой в отражении :)
А также следить за тем, чтобы сами поверхности были идеально чистыми, если мы хотим добиться хорошего качества изображения.
Внимательно следить за бликами в отражениях, а также сильнее закрывать диафрагму, чтобы достигать максимально реалистичного эффекта.