Найти тему
Ещё один блог о кино

Как Льюис Кэррол посетил Россию в 1867 году. И ему очень понравилось.

Оказывается, знаменитый английский писатель, автор бессмертной "Алисы в стране чудес" Льюис Кэррол побывал в России в 1867 году. Сегодня его "Дневник" представляет огромный интерес в плане того, какой увидел нашу страну и ее жителей спустя 6 лет после отмены крепостного права всесторонне образованный европеец.

Льюис Кэррол.
Льюис Кэррол.

В Санкт-Петербург Кэррол прибыл поездом из Кеннигсберга. В пути писатель провел 28 с половиной часов, о чем писал со столь характерным британским юмором.

К несчастью, места в том купе, в котором мы ехали, позволяли лечь только четверым, а поскольку вместе с нами ехали две дамы и еще один господин, я спал на полу, используя в качестве подушки саквояж и пальто, и хотя особенно не роскошествовал, однако устроился вполне удобно, чтобы крепко проспать всю ночь. Оказалось, что ехавший с нами господин — англичанин, который живет в Петербурге уже пятнадцать лет и возвращается туда после поездки в Париж и Лондон. Он был весьма любезен и ответил на наши вопросы, а также дал нам огромное множество советов по поводу того, что следует посмотреть в Петербурге. Он поговорил по-русски, чтобы дать нам представление о языке, однако обрисовал нам весьма унылые перспективы, поскольку, по его словам, в России мало кто говорит на каком-либо другом языке, кроме русского.
В качестве примера необычайно длинных слов, из которых состоит этот язык, он написал и произнес для меня следующее: защищающихся, что, записанное английскими буквами, выглядит как Zashtsheeshtshayoushtsheekhsya: это пугающее слово — форма родительного падежа множественного числа причастия и означает «лиц, защищающих себя».

Испугавшись таким образом защищающихся, Кэррол прибыл в Петербург. В столице Российской империи он заселился в гостинице "Клеес" и впервые отведал

местный суп, Щи (произносится какээрро), который оказался вполне съедобным, хотя и содержал некий кислый ингредиент, возможно, необходимый для русского вкуса…

Автор "Алисы" на удивление быстро осваивался в России. Уже на третий день он записывает в дневнике свой диалог с возницей.

Я. Gostonitia Klee (гостиница «Клеес»).
Возница (скороговоркой произносит какую-то фразу, из которой мы улавливаем лишь отдельные слова). Tri groshen (tri groshen — 30 копеек?).
Я. Doatzat Kopecki? (20 копеек?).
В. (возмущенно) Tritzat! (30)
Я (решительно). Doatzat.
В. (просительно) Doatzat pait? (25?)
Я (с видом человека, который сказал свое окончательное слово и желает положить конец бесполезным переговорам). Doatzat.
(Здесь я беру Лиддона под руку, и мы уходим, полностью игнорируя крики возницы.
Пройдя несколько ярдов, мы слышим, что дрожки медленно катятся за нами: он догоняет нас и снова окликает.)
Я (мрачно). Doatzat?
В. (с радостной ухмылкой) Da! Da!
Doatzat! (И мы садимся.)

Хладнокровие Льюиса Кэррола и его умение торговаться вызывают восхищение!

Писатель, прямо как современный турист в Питере, посетил Васильевский остров, Петропавловскую крепость, побывал в Петергофе. Петергоф поразил англичанина.

Своим великолепием — разнообразной красотой и совершенным сочетанием природы и искусства, я думаю, эти сады затмевают сады «Сан-Суси». На каждом углу или в конце проспекта или аллеи, где можно было установить скульптуру, таковая скульптура непременно присутствовала, в бронзе или в белом мраморе, многие из последних имели позади нечто вроде округлой ниши с черным фоном, чтобы фигура выглядела более рельефно.

2 августа Кэррол выехал на поезде в Москву, куда и прибыл примерно через 10 часов.

Мы уделили пять или шесть часов прогулке по этому чудесному городу, городу белых и зеленых крыш, конических башен, которые вырастают друг из друга словно сложенный телескоп; выпуклых золоченых куполов, в которых отражаются, как в зеркале, искаженные картинки города; церквей, похожих снаружи на гроздья разноцветных кактусов (некоторые отростки увенчаны зелеными колючими бутонами, другие — голубыми, третьи — красными и белыми), которые внутри полностью увешаны иконами и лампадами и до самой крыши украшены рядами подсвеченных картин; и, наконец, город мостовой, которая напоминает перепаханное поле, и извозчиков, которые настаивают, чтобы им платили сегодня на тридцать процентов дороже, потому что «сегодня день рождения императрицы».

Из Москвы автор Алисы отправился в Нижний Новгород.

По прибытии мы отправились в гостиницу «Smernovaya» (или что-то в этом роде) — поистине разбойничье место, хотя, без сомнения, лучшее в городе. Еда была очень хорошей, а все остальное — очень плохим.

В Нижнем Кэррол побывал в татарской мечети, в театре, в православном соборе, а также в Мининской башне.

С Мининской башни нам открылась великолепная панорама всего города и извивающаяся лента Волги, теряющаяся в туманной дали. Затем, после еще одного посещения Двора, около трех мы отправились в обратное путешествие, еще более неудобное, чем предыдущее, если такое вообще возможно, и снова прибыли в Москву, усталые, но довольные всем, что увидели, примерно в девять утра.

В Москве писателя ждало продолжение обширной туристической программы. Он был в театрах, в церквях, в зоологическом саду, ездил в монастыри. Ну, и конечно, отдавал должное русской кухне.

За ужином в гостинице «Troitsa» нам удалось отведать два из специфически русских продуктов — нечто вроде горького, терпкого вина, приготовленного из ягод рябины, стакан которого принято пить перед ужином «для аппетита». Оно называется «P hoboe» (Ribinov). Вторым был суп «Щи» (Shchi), с соответствующим кувшинчиком сметаны, которую следует развести в тарелке.

Особенно запомнился автору "Алисы" обед в "Московском трактире".

Суп был прозрачным и содержал рубленые овощи и куриные ножки, а «pirash-kee», которые подавались к супу, были пирожками с начинкой, в основном состоявшей из вареных яиц. «Parasoumpl» оказался куском холодной свинины с соусом, приготовленным явно из толченого хрена и сливок. «Asetrina» — это осетр, еще одно холодное блюдо, «гарниром» служили раки, оливки, каперсы и что-то вроде густой подливы. Котлеты «Kotletee» были, я думаю, из телятины, «Marajensee» означает «мороженое» — оно было очень вкусным: одно лимонное, одно черносмородинное, такое я еще не пробовал. Крымское вино было также очень приятным, собственно, весь обед (за исключением, пожалуй, стряпни из осетра) был отменный.

Из Москвы Кэррол снова вернулся в Петербург. В столице он продолжил туристическую программу, в частности, посетил Эрмитаж.

Возможно, самая поразительная из всех русских картин — это морской пейзаж, недавно приобретенный и еще не получивший номера; она изображает шторм: на переднем плане плывет мачта погибшего корабля с несколькими уцелевшими членами команды, цепляющимися за нее, сзади волны вздымаются как горы, и их вершины обрушиваются фонтанами брызг под яростными ударами ветра, в то время как низкое солнце сияет сквозь более высокие гребни бледно-зеленым светом, который совершенно обманчив, в том смысле, что кажется, будто он проходит сквозь воду.
Я видел, как этот эффект пытались воспроизвести на других картинах, но никому не удавалось это сделать с таким совершенством.

Очевидно, что столь поразившая Кэррола картина - это знаменитый "Девятый вал" Ивана Константиновича Айвазовского. Картина, безусловно, невероятная. То, что автор "Алисы" выделил ее из общего ряда делает ему честь.

то самое полотно Айвазовского.
то самое полотно Айвазовского.

Люьис Кэррол очень хотел встретиться с самым знаменитым писателем мира - графом Л. Н. Толстым, однако, тот был в отъезде. Англичанину пришлось довольствоваться встречей с секретарем Толстого.

Из Петербурга Кэррол отправился в Кеннигсберг, а затем - в Варшаву.

Читая путевой дневник знаменитого писателя, я подумал: а где же трэш? Где же та нищета, то бесправие, разруха, о которой так любили писать наши, доморощенные авторы? Те же Некрасов, или, например, Успенский? В дневнике Кэррола Россия 1867 года предстает обильной, хлебосольной, интересной и вполне себе развитой страной. Ни разу англичанин не упомянул плохие дороги или тротуары. Все чинно-благородно.

Может быть, и правда, "Россия, которую мы потеряли" в 1917 году, была отличной страной? Как думаете?

--------------------

Мой Инстаграм

Мой Фейсбук

Я на Автор.Тудей

Почитать другие статьи можно ЗДЕСЬ.