Согласно международному праву существует три типа территорий:
- первый – территории, входящий в суверенитет конкретного государства;
- второй – международные территории общего пользования;
- третий – смешанные территории.
Женевские конвенции по морскому праву от 1958 года определяют режим территории арктического бассейна. Перечислим основные принципы, введенные ими. В Конвенции об открытом море (в силе с 1962 года) открытое море определяется как водные территории, не относящиеся к территориальному морю и внутренним водам конкретного государства, а также закреплен принцип иммунитета военных кораблей и судов и запрещения подчинения открытого моря суверенитету государства. По Конвенции о континентальном шельфе (в силе с 1964 года) за прибрежным государством были закреплены суверенные права на разведку и добычу ресурсов шельфа, причем эти права не распространяются на район открытого моря и воздушного пространства над ним.
Арктика – единый физико-географический район Земли, примыкающий к Северному полюсу и включающий окраины материков Евразии и Северной Америки, почти весь Северный Ледовитый океан с островами, а так же прилегающие части Атлантического и Тихого океанов. Здесь, как было сказано ранее, содержится колоссальное количество неразработанных энергоресурсов — нефти и газа. А в связи с тем, что на сегодняшний день энергетические проблемы в международных отношениях выходят на передний план, Арктика начинает играть важную роль на международной арене. Основных акторов, имеющие притязания на Арктическом регионе:
1) пять официальных арктических государств: Россия, Норвегия, Дания, Канада и США;
2) страны, не имеющие прямого выхода к Северному Ледовитому океану, но находящиеся в непосредственной близости к Полярному кругу. Это Исландия, Швеция и Финляндия;
3) международные организации стран Запада (НАТО, Европейский союз);
4) страны Азии, а именно Китай, Южная Корея, Япония, Индия и так далее.
С одной стороны в Арктике, растет конкуренция между основными игроками, стремящимися добиться усиления своих позиций в регионе, с другой, ни один крупный проект не может быть реализован какой бы то ни было арктической страной в одиночку. Налаживание полноценного и разностороннего сотрудничества между арктическими странами является залогом нахождения адекватных ответов на новые угрозы и вызовы, связанные, например, с проблемами экологической безопасности, вызванными климатическими изменениями и имеющими, в этой связи невоенный характер.