Недавно муж спросил меня, 'а чем твой подход в психотерапии отличается от того, что делают священники' ? Подобное у меня уже спрашивали раньше, лет 15 назад.
Поэтому захотелось ответить: есть точка, в которой результат действий психолога и священника совпадают. Это - передача своего доброго душевного посыла, ' причинение добра', человеку, который просил о помощи.
И это очень согласуется с личностно-ориентированным подходом Роджерса (гуманистическая парадигма), в котором я и работаю: каждый желающий может стать лучшей версией себя, при условии, что его будет сопровождать профессионал.
Но, будучи верующей, я люблю читать святоотеческую литературу. Поэтому довольно часто примечаю, что то, о чем пишут святые отцы, похоже на то, что пишут столпы психологии.
Вот, например, христианские подвижники, начиная с апостола Петра, призывают всех к трезвению. И это не про отказ от употребления всяких психоактивных веществ и трезвом образе жизни, а бодрствовании души(ψυχο). В психологии это состояние называют осознанность, - понятие теперь перешедшее и в повседневность, - и поддерживающее каналы восприятия* с внешним миром открытыми, чистыми.
Советы о том, как пребывать в осознанном состояние широко расповсюжены нынче по сети, ибо востребованы. Видимо потому, что современному человеку так комфортнее живётся.
Как так? - рассмотрим далее.
"Внемли себе: будь трезвен, рассудителен, храни настоящее, промышляй о будущем.
Перестань со тщанием наблюдать пороки в другом, не давай времени помыслам испытывать чужие немощи, но себе внемли, т. е. обрати душевное око на собственное исследование себя самого" (свт. Василий Великий, 8, 36, 38) - тут подвижник говорит нам о постоянной работе над собой, саморазвитии, как залоге комфортного внутреннего состояния, в мире с собой и окружающими. Многие обучаются этому на тренингах личностного роста, но это не единственно-возможный способ.
"Трезвение есть путь всякой добродетели и заповеди Божией; оно называется также сердечным безмолвием и есть то же, что хранение ума в совершенной немечтательности держимого" (прп. Исихий Иерусалимский, 91, 166) - это про избавление от навязчивых мыслей, самонакручивания, 'мыслительной жвачки', как любит говорить психотерапевт Андрей Курпатов. Навязчивые мысли истощают внутренний энергетический ресурс, загоняют в невротическое состояние, лишают сна и приводят к психосоматическим заболеваниям. В когнетивно-плведенческой психотерапии, например, есть целые методические циклы для избавления от истощающих мыслей.
"Всегда нужно трезвиться и бодрствовать и никогда не считать себя в безопасности, потому что не назначено время, когда враг и противник нападет на нас" (свт. Иоанн Златоуст, 48, 213), - значит не привязыаайся к стабильности и безопасности, - её никто никому никогда не гарантировал. Лучше, расширяй свой кругозор и адаптивные способности.
Основной инструмент в работе психолога - это его личность. А значит ему особенно важно постоянно трезвиться (ну, или пребывать в осознанности, быть конгруэнтным). Психологи, пожалуй, та прослойка сообщества, которой стабильно востребована личная терапия (и супервизия, как вариант работы над собой).
Личностный рост, или саморазвитие, или психоэлевация, - как ни назови, - а всё-таки люди меняются, если сами стремятся к позитивным изменениям в себе.
Самое важное понимать, что даже ясный и простой способ для работы над собой принесёт мало плодов, если будет практиковаться в одиночестве. Для развития НЕОБХОДИМО общение с другим ЗНАЧИМЫМ человеком.
А, вот, монахи и подвижники, например, постоянно пребывают в общении с самым значимым Другим, который и действует в их душе наиболее благодатным образом.
А в итоге, какой бы путь развития и способ самопознания, ни был выбран, - все они приведут к Единому. Мы в это верим и на это надеемся.
______
* - зрение, слух, обоняние, осязание, вкус