На фоне непростой ситуации во всем украинском судостроении судьба Херсонской «Паллады» вдвойне интересна. Основанное в 1936 году под названием «Докстрой», к концу 90х годов предприятие дошло с набором уникальных компетенций. Здесь создавались композитные плавучие доки, которые не имели аналогов в мировой практике докостроения. Доки «Паллады» успешно работают не только во всех акваториях России от Кольского полуострова до Балтики, но и в Азербайджане, Японии, Южной Корее, Вьетнаме, Нигерии, Алжире, Египте, Турции, Хорватии, Болгарии.
Не так давно мы наткнулись на страницу «Паллады» в Facebook и с удивлением обнаружили, что предприятие живет. Мало того, выполняет даже зарубежные заказы. В частности, специалисты завода участвовали в модернизации плавдока П-2 г/п 6000 тонн постройки 1960 года. Сейчас док находится в норвежском Тромсе и 2 дня назад принял первое судно. Фото ниже.
История в советский период
#Судостроительный завод «Паллада» был основан в 1936 году в составе специальной организации «Докстрой». Тогда страна активно наращивала #флот, особенно морской, а большинство судоремонтных заводов своих судоподъемных средств не имело. Причем строительство завода шло параллельно с выпуском продукции. Первый док здесь заложили практически под открытым небом, в декабре 1936 года, а летом 1939 года на Одесском судоремонтном заводе государственная комиссия приняла первенец херсонского «Докстроя» (во время войны этот док обеспечивал в Новороссийске ремонт кораблей и судов Черноморского флота).
В войну предприятие сравняли с землей, пришлось начинать все с нуля. Но уже спустя два года после Победы завод вышел на серийное строительство плавдоков.
С середины 50-х на предприятии начали моернизировать технологии. Внедрили сборно-монолитный метод строительства, который существенно сократил время строительства.
В 1962 году завод ежегодно выпускал три дока на 6,5 тысяч тонн и два на 25 тысяч тонн. Тогда же впервые в нашем железобетонном докостроении воплотилась идея композитной конструкции: понтон — из железобетона, башни — из металла. .
На самом пике развития СССР «Паллада» строила не только обычные плавдоки, но доки-эллинги «Север», передаточные доки «Торос», специальный комплекс «Грузчик». Всего за время своего существования завод построил и сдал в эксплуатацию 55 доков по семи проектам, более десяти плавучих доков разных проектов были проданы за рубеж. Часть из них можно посмотреть на сайте Fleetphoto.
За создание плавдоков «Север» в 1981 году творческим коллективам завода «Паллада» и ЦКБ «Изумруд» была присуждена Государственная премия #СССР в области науки и техники.
Современный период
После развала СССР «Палладе» пришлось непросто. Основной заказчик предприятия стал иной страной, причем страной без денег и без задач по обновлению флота и инфраструктуры. Это все на фоне «либерализации» цен и чудовищной инфляции. #Украина, которая ранее была в десятке европейских стран по строительству флота, бал не лучше.
А в середине 1992 года заказчики, по заданию которых были построены доки, буровое судно, танкер оказались вдруг неплатежеспособными. И в акватории судостроительного завода застыли на якоре новенькие суда. Затем доки удалось продать в Японию и Китай, а вот суда пришлось порезать на металл.
Но это был первый звоночек. Вместе со страной предприятие хирело, теряло сотрудников, инфраструктуру. К началу 2015 предприятие подошло с задолженностью только по зарплате в 11 млн грн. После завод включили в холдинг «Укроборонпром» и завод стал худо-бедно позиционироваться на международном рынке.
На завод пришли заказчики из Южной Африки, Египта, Азербайджана, Болгарии и других стран. Кроме того, страны СНГ (и в основном Россия) активно продавала и продает неиспользуемые доки за рубеж. Многие из них постройки «Паллады», поэтому заводчан привлекают к модернизациям.
До 2014 года #завод обслуживал и даже строил доки для #ВМФ РФ. В частности, в конце 00-х завод Херсонский завод построил для наших военных композитный плавдок грузоподъемностью 25 тыс.т., который использовался для утилизация подводных лодок. О современной жизни «Паллады» можно почитать в группе завода здесь. И даже порадоваться, что завод с историей выжил, трудится и славит советскую корабельную мысль на весь мир.
Кстати, вопрос со строительством плавдока для ремонта «Адмирала Кузнецова» до сих пор стоит. Причем, сооружение могут заказать у китайцев
А здесь мы писали о том, как китайцы строят российскую «Звезду»