Екатерина Клевская, вошла в историю, как супруга вождя Католической Лиги, Генриха де Гиза. Она была средней дочерью Франциска Клевского, герцога Неверского, и родилась в 1548 году. Две ее сестры - Генриетта и Мария Клевские, также были примечательными личностями. Генриетта была лучшей подругой Маргариты Наваррской и, по легенде, любовницей Аннибала де Коконнаса, а Мария – женой принца Конде, в которую без памяти был влюблен будущий король Генрих 3. Они приходились двоюродными сестрами Генриху Наваррскому.
Все три сестры выведены в романе А. Дюма «Королева Марго». Екатерина упоминается во второй главе романа, в которой герцог Гиз по веревочной лестнице забрался в окно к Маргарите Валуа в ее первую брачную ночь:
«Герцог де Гиз все это время следил за лихорадочными движениями своей любовницы.
— Что ж, Маргарита, теперь-то вы довольны? — спросил он, когда все кончилось.
— Да, теперь, когда вы женились на принцессе Порсиан, брат простит нашу любовь; но он никогда не простил бы мне разглашение тайны, подобной той, какую я, из слабости к вам, была не в силах скрыть от вас».
Принцесса Порсиан (Порсьен) - это и есть Екатерина Клевская.
Её первым мужем был принц де Порсьен из рода Круа. После его смерти еще молодая Екатерина после трехлетнего траура вышла замуж за главу всесильного клана лотарингских принцев, Генриха де Гиза.
Екатерина была достойной и верной супругой герцога. В этом браке у них родилось 14 детей. Однако в историю просочились слухи, не подтвержденные никакими фактами о ее любовных интригах с миньоном короля Генриха 3, Сен-Мегреном. Про это подробно написано у того же Дюма в пьесе «Генрих III и его двор». Вот вкратце эта история.
Красавчик Поль Стюарт де Коссад, граф де Сен-Мегрен, большой охотник до пикантных приключений и королевский любимчик, влюбился в герцогиню де Гиз. Брат Гиза, Карл, герцог Майеннский, радеющий о славе и величии дома Гизов, пришел в ярость, и посоветовал Генриху покарать дерзкого. Но Генрих Гиз, уверенный в верности супруги и посчитавший это провокацией миньонов, счел это ниже своего достоинства. Майенн, решив справиться с этим делом сам, дал команду своим клевретам, и те ,наняв человек двадцать киллеров, напали на выходившего из дворца Сен-Мегрена и зарезали его, оставив труп валяться на дороге. К слову сказать, ни Майенна, ни герцога де Гиза никто не осуждал – общественное мнение тогда было на стороне обманутых мужей, и им дозволялись любые меры для защиты своей чести.
В «Графине де Монсоро» об этом случае вспоминает королевский шут Шико, когда разоблачает адвоката Николя Давида:
«Дело в том, что я люблю короля, каким бы глупцом, распутником, выродком он ни был; король приютил меня, защитил меня от вашего мясника Майенна, способного ночью на Луврской площади во главе пятнадцати разбойников напасть на одного человека и убить его, я говорю о несчастном Сен-Мегрене. Вы не были среди его палачей?»
На мой взгляд, эта довольно сомнительная история не имеет под собой никаких оснований. Екатерина Клевская была уже не зеленой девицей, она вторым браком вышла замуж за герцога Гиза в 22 года, а быть женой главы дома Гизов – это огромная честь для любой принцессы. К тому же в описываемое время, в 1978 году, у Екатерины было от герцога Гиза уже семь детей, из которых двое умерли в младенчестве. И она была значительно старше Сен-Мегрена. Не вяжется как-то все это с легкомысленной интрижкой с каким-то ничтожеством.
После убийства герцога Гиза, Екатерина Клевская вместе с матерью герцога, Анной д’Эсте и его сестрой, герцогиней де Монпансье, продолжила борьбу с Генрихом 3 и, в впоследствии, с Генрихом 4.
В память о муже Екатерина построила мавзолей герцога Генриха де Гиза в своей вотчине, городе Э – впечатляюще мраморное сооружение, выполненное в стиле барокко. Он расположен в часовне иезуитского колледжа. Так как тело герцога Гиза по приказу Генриха 3 было сожжено, а прах - развеян над водами Луары вместо настоящей могилы Генриха де Гиза в мавзолее установлен кенотаф с памятной надписью. Сооружение представляет собой арочную композицию в хоре часовни. В центре установлена мраморная статуя Генриха де Гиза, по бокам – фигуры ангелов, охраняющих мавзолей. Богатый декор представлен колоннами с золочеными пилястрами, рельефными изображениями и мозаичными композициями.
После обращения Генриха Наваррского в католицизм и его признания, Екатерина пользовалась большим уважением при дворе нового короля, впрочем, как и ее дети. Будучи большой подругой королевы Марии Медичи, она до конца продолжала занимать почетное место в ее свите. Среди ее детей наиболее известны Карл, четвертый герцог де Гиз, Людовик, кардинал де Гиз и архиепископ Реймский, Клод, герцог де Шеврез, супруг Марии де Роган («Шевреты») и Луиза Маргарита, супруга принца Конти и, вторым, тайным браком – маршала Бассомпьера, автор «Любовных похождений великого Алькандра».
Умерла Екатерина Клевская в преклонном возрасте, в 85 лет, и была похоронена в городе Э рядом со своим знаменитым мужем.