Поздно вечером в среду (в Москве это уже был четверг) Илон Маск проводил телефонную конференцию с инвесторами, приуроченную к публикации "Теслой" финансовых результатов за второй квартал 2020 года.
К слову, Tesla закончила четвертый квартал подряд с чистой прибылью, став единственным автопроизводителем, кто не понес убытков от коронавируса. Ну да это я отвлекся.
Так вот, Маск рассказал о куче вещей, но в том числе о том, что для производства новых аккумуляторов его компании понадобится никель. Много никеля. И он готов заключить контракт "на гигантскую сумму и на много лет".
Крупнейшим производителем высокосортного никеля в мире является российская компания "Норникель", по крайней мере она сама так утверждает. И слова Маска должны бы по идее стать для "Норникеля" просто бальзамом. Успеха "Норникелю" не занимать уже сейчас, но теперь появляется перспектива обогнать все российские нефтяные и газовые концерны, тем более, что с развитием электромобилей спрос на ископаемое топливо будет снижаться.
Но есть нюанс. Маск прямо заявил: он заключит контракт на закупку никеля только при условии, что этот металл будет добываться компанией, которая проявляет ответственность и заботу в отношении окружающей среды. Упс.
Если вы не понимаете о чем я, просто почитайте новости по запросу "Норникель" в Яндексе или Гугле, где вам удобно.
Мне же тут важно отметить вот что. Я совершенно не собираюсь винить кого бы то ни было в разливе дизельного топлива в Норильске и других, связанных с компанией катастроф. Это дело правительственных комиссий. Я лишь хотел бы обратить внимание на другое.
Все электромобили вообще и Tesla в частности продаются преимущественно в богатых странах с развитой модой на защиту окружающей среды. В России это не всегда понимают.
У нас "Теслы" покупают потому, что это круто, чертовски быстро и модно. Ну и немного экономно, учитывая стоимость электричества в сравнении с ценами на бензин. В странах, где "Теслы" продаются сотнями тысяч в год их покупают по другой причине.
Эта причина - экологичность. В России многим сложно в это поверить, но в США, Евросоюзе и Китае сесть множество богатых людей, которые купят Tesla, а не Mercedes только потому, что Tesla в теории наносит меньше вреда окружающей среде.
Вернемся к никелю. Чтобы продавать электромобили таким придирчивым (и богатым) покупателям, компаниям очень важно доказать, что они действительно дружелюбны к белым медведям. Что для их зарядки используется чистое электричество от ветряных или солнечных электростанций, что производство батарей Tesla в Неваде не вредит соседней пустыне и что да: никель для аккумуляторов добывается наичистейшим образом.
Да что тут говорить. Под давлением веганов и зоозащитников Tesla несколько лет назад прекратила выпуск машин с салонами из натуральной кожи, заменив из тем, что автожурналисты в шутку называют "шкурой молодого дерматина", то есть искусственной кожей.
А теперь представьте заголовок в какой-нибудь авторитетной газете вроде New York Times или The Wall Street Journal: "Производство аккумуляторов для Tesla угрожает вымиранием белых медведей в Арктике" . И все, Tesla сразу банкрот. Труп.
Вот почему российским компаниям очень важно осознать, что забота об окружающей среде это не просто хорошо, но и пахнет многомиллиардными контрактами. И я сейчас не только про "Норникель". Теслы все чаще делают из алюминия, привет "Русал". Да и титан там явно пригодится, здравствуй принадлежащая "Ростеху" ВСМПО.
Так что российские компании имеют реальный шанс заработать на росте производства электромобилей. Важно лишь учесть особенности западного менталитета.
P.S. На заглавном фото - финский завод "Норникеля", который уже сейчас совместно с немецким химическим гигантом BASF делает материалы для аккумуляторов, которые ставятся на электромобили в Европе.