Время от времени мне приходится читать своим знакомым и друзьям лекции про Стивена Кинга. Я говорю лекции, потому что, наверно, другим словом их и не назовешь. Стивен Кинг настолько известная фигура, что даже если вы его не читали, то слышали наверняка. Я прочитал почти все его книги. Это один из моих любимых писателей. Поэтому периодически возникает необходимость защищать его репутацию и объяснять, что он не король ужасов, а очень глубокий писатель.
Он превосходно разбирается в психологии. У него на самом деле очень мало книг, где ужас существует сам по себе, безжалостный и бессмысленный. Чаще всего его книги несут очень глубокий смысл, как бы странно это ни звучало. И даже можно сравнить с классическими баснями, в конце, которых всегда проступает определенная мораль. Но подает он свои истории часто в таком виде, что оторваться от чтения практически невозможно. Но книга, вернее, цикл книг, объединенных под названием "Темная Башня" - это нечто, выходящее за рамки привычной литературы.
Он написал первую часть "Темной Башни" очень давно, когда был молодым и начинающим писателем. Называется она "Стрелок". Прозвучит это невероятно, но эта книга была написана в 1970!!! году. Как говорит сам Кинг, он хотел написать что-то подобное "Властелину Колец", который был безумно популярен в то время, но не в мире меча и мании, а в атмосфере Дикого Запада, да и сама мысль об этом к нему пришла, когда он смотрел "Злой, плохой, хороший" с Клинтом Иствудом в кинотеатре. Если воспринимать историю стрелка Роланда только в рамках первой книги, то она, скорее всего, не покажется вам шедевром. Но это все потому, что "Стрелок" - всего лишь вступление перед основной долгой историей. Дайте книге шанс, и вы не сможете остановиться, пока не дочитаете все семь (основных) книг до конца.
Стивен Кинг писал "Темную Башню" с 1970 по 2003, то есть 33 года! В промежутках между частями этой эпопеи он написал множество других книг, которые не менее известны, но настоящие его фанаты всегда их воспринимали не более, как обрамление и дополнение к истории Роланда.
Например, в книге 1975 года, "Салемов удел" (" Salem's Lot ", который русские читатели знают еще под названием "Жребий") одним из действующих лиц выступает некий священник, Дональд Каллахан. Он терпит поражение в противостоянии с вампиром и бежит из города. Через много лет мы встречаем Каллахана в пятой части "Темной Башни", и он из второстепенного героя становится одним из основных.
"Сердца в Атлантиде", книга, вышедшая в 1999 году, сама по себе неплоха, и достойна нашего внимания. Но если не знать истории Роланда и его спутников, то большая часть смысла нам будет непонятна.
Если перечислять другие книги Кинга, которые связаны со вселенной "Темной Башни", то список получится очень длинный. (Посмотреть его можно тут).
Но меня, как читателя и почитателя Стивена Кинга, больше интересует другой вопрос. Откуда действительно пришла к нам эта история? Откуда к нам вообще приходят книги такого уровня? Придумал писатель? Может быть. Но есть несколько моментов, которые я не могу объяснить всего лишь фантазией автора и его талантом.
Например, в "Стрелке" (1970) есть один эпизод, детали которого не совсем понятны:
"Она наслала ему видение. Пришла к нему в облике Сюзан. Это Сюзан Дельгадо, прелестная девушка у окна, которая ждала его в заброшенной хижине гуртовщика на Спуске — ждала, распустив волосы по спине и плечам".
Кто такая Сюзан? Откуда ее знает Роланд? Ответов в "Стрелке" нет. Мы их находим в четвертой части, которая называется "Колдун и Кристалл" и вышла в 1997году. То есть Кинг за целых двадцать семь лет знал, чем будет продолжаться история? Но тогда это не очень сочетается с тем, что он написал в предисловии к переизданию "Стрелка", а именно:
В течение продолжительных пауз между написанием и публикацией первых четырех частей «Темной Башни» я получил сотни писем на тему «ай-ай-ай, как не стыдно» и «пусть тебя загрызет совесть». В 1998-м я получил письмо от 82-летней бабульки, которая написала, что жить ей осталось, может быть, всего год, и поскольку она не надеется и не ждет, что я закончу историю Роланда за это время и исключительно для нее, она попросила меня, пожалуйста, рассказать ей вкратце, чем все это закончится. Больше всего меня тронуло ее клятвенное заверение, что она не расскажет об этом «ни единой живой душе». А еще через год одна из моих референтов, Марша Ди Филиппо, получила письмо от человека, приговоренного к смертной казни то в Техасе, который просил о том же: рассказать, чем закончится эта история. (Он обещал унести эту тайну с собой в могилу, от чего меня бросило в дрожь.)
Я бы выполнил просьбу этих людей — и прислал бы им краткое изложение дальнейших приключений Роланда, — если бы мог, но, увы, я не мог этого сделать. Потому что и сам не знал, как там все повернется и что будет со стрелком и его друзьями. Для того чтобы это узнать, мне надо было писать.
Вот и получается, что лично я не могу ответить на вопрос, знал ли Кинг ВСЮ историю заранее или писал ее по мере того, как она ему открывалась? Можно только строить догадки.
Кстати, подобные же вопросы у меня возникают и в связи с Гарри Поттером. Как Роулинг смогла все это написать? Просто нафантазировала? Не верится...
Больше интересного на моем канале :)
Читайте еще: Героем может быть каждый. Даже третьеклассник Вовка.
Простые люди, которым супергерои и в подметки не годятся.
Воспитание в 19-м веке или 21-м. Что лучше?