Стилю азулежу свойственны сочетания европейских барокальных завитков и элементов исламских орнаментов с характерными деталями сельджукских руми, включающих в себя стилизации различных цветов и растений.
Такое, казалось бы, странное и эклектичное сочетание элементов дало неожиданный и очень красивый результат, завораживающий зрителя.
Подробнее о стиле азулежу вы можете прочитать в нашей статье «Азулежу — арабские традиции португальской майолики».
Слово «азулежу» произошло от арабского الزليج (зулляйдж — «глазурованная плитка»).
Керамические плитки и мозаики являлись неотъемлемой частью средневекового мавританского зодчества, поэтому арабы, при колонизации Пиренейского полуострова, принесли их с собой в Испанию — где они стали называться «асулехос», и Португалию — где они произносились «азулежу».
Самые ранние азулежу имели сочетания четырех цветов – синего, зеленого, желтого и белого. Но преобладающим цветом в азулежу все равно был синий, поскольку по арабской мифологии именно синий цвет защищает от злых духов.
После реконкисты и изгнания арабов с полуострова, изобразительная традиция азулежу изменилась только в сюжетном смысле – португальцы и испанцы стали изображать людей и животных, а керамические панно перестали быть чисто орнаментальными и превратились в большие картины с бытовыми или религиозными сюжетами. Но цветовая гамма осталась прежней – синее на белом.
И хотя сине-белая цветовая гамма была привнесена из Дельфта, но и в самом названии «азулежу» имеется корень «азул», что в испанском и португальском языках означает «синий».
Поэтому совершенно неудивительно, что классические португальские и испанские азулежу – это монохромное сочетание белой глазури и синего кобальта.
Если вы собираетесь посетить Португалию, то мы советуем посетить национальный музей азулежу в Лиссабоне.
Этот музей расположен в старинном монастырском здании XVI века Церкви Божьей Матери, построенном Королевой Элеонорой Визеу в 1509 году и принадлежавшем монашескому Ордену Святой Клары. Его здание, в котором собрана наиболее полная коллекция португальских азулежу, является исторической ценностью.
Музей состоит из нескольких крупных отделов, каждый из которых посвящен определенной теме. В экспозиции музея представлен весь спектр португальской керамики, где наиболее древние образцы относятся к XV веку. Часть музея посвящена технологии, включая старинные орудия производства керамики. Еще одна часть музея экспонирует образцы с начала XX века по наши дни.
Музей Азулежу позиционирует себя не только как хранитель ценных экспонатов, но и как крупный научный центр с реставрационными мастерскими и исследовательскими лабораториями. В музее проходят выставки, а также читаются лекции для академического и профессионального обучения керамистов и искусствоведов. Также имеется довольно крупная библиотека.
Для тех же, кто не планирует поездку в Португалию в ближайшее время, но хочет прикоснуться к старинному искусству, наша мастерская керамики "Русская Майолика" может изготовить копии португальских изразцов азулежу с бесчисленным множеством разных орнаментов, включая традиционные барокальные и геометрические рисунки.
Все рисунки написаны в технике живописи пигментами по сырой эмали, изразцы обожжены при температуре 1100 градусов.
Для применения на фасаде дома мы обжигаем плитки при температуре 1200-1300 градусов.
Взгляните на фриз с изразцами азулежу, который мы сделали на фасаде дома для одного из наших заказчиков.
_____________________________________________
Подписывайтесь на наш Дзен-канал о мире керамики!
Источник: Мастерская "Русская Майолика"