Сегодняшняя статья канала «Спорт для профессионалов» совершенно не похожа на все предыдущие. Вполне возможно, если читатели с интересом воспримут первую часть, в дальнейшем это будет стабильная рубрика. Повторяю, здесь все зависит от вашего внимания и интереса.
Немного о себе! Мой стаж футбольного болельщика насчитывает уже 45 лет, с 1975 года. И потому таких вполне реальных историй, две из которых вы узнаете сегодня, я знаю очень много. Когда-то, очень давно, в детстве и юности я в равной степени любил футбол и хоккей. Но затем, почти как у легендарного Всеволода Боброва, возник вопрос профессионального выбора. Но я, в отличие от Всеволода Михайловича, выбрал футбол, и совершенно не жалею о своем выборе.
ИСТОРИЯ ПЕРВАЯ. «ЗА ЧТО ОТОБРАЛИ ЧАЙКУ?»
Летом 1966 году в стране родоначальников футбола проходил восьмой по счету чемпионат мира, или, как более привычно его называют сейчас, футбольный Мундиаль. Изначальными фаворитами английского турнира были чемпионы мира – бразильцы, чемпионы Европы – испанцы, а также национальные сборные ФРГ, Италии, и, конечно же, хозяева турнира. Одновременно вызывала большой интерес игра португальцев во главе с обладателем «Золотого мяча-65» Эйсебио.
Зато нашу команду в числе изначальных претендентов на самые высокие места никто не называл. Но, когда уже по итогам группового этапа вне игры оказались сборные Бразилии, Испании и Италии, а затем победителями последующих четвертьфинальных баталий стали сборные Англии, ФРГ, Португалии и Советского Союза, отношение к команде Николая Морозова кардинальным образом изменилось.
И хотя в дальнейшем сборная СССР поочередно, и с одинаковым счетом 1:2 проиграла сборным ФРГ (полуфинал) и Португалии (матч за третье место), итоговый результат – четвертое место стал самым лучшим в ее истории. Здесь необходимо особо подчеркнуть, ни до, ни после английского ЧМ-1966 сборная Советского Союза и ее правопреемница – сборная России никогда не входили в квартет лучших команд турнира.
В то время в нашей стране на машине «Чайка» ездили только члены высшего партийного и советского руководства во главе с Леонидом Брежневым. И вдруг такой поистине царский подарок получили некоторые герои английского Мундиаля. А далее произошла совершенно нелепая и смешная история, о которой многие болельщики уже забыли, а юное поколение вообще не знает.
В этой истории, по понятным причинам, я не буду называть имя знаменитого советского футболиста, а уж тем более, члена Политбюро, с которым его перепутал так называемый дорожный караул. На свою беду футболист оказался не в том месте и не в то время, и по дороге из аэропорта в город проехал на своей шикарной «Чайке» на 5-10 минут раньше члена Политбюро.
А далее ему все дружно отдали честь, но когда «Чайка» футболиста промчалась, оцепление сняли, и на этом все закончилось. Тогда это был грандиозный скандал, ведь когда через некоторое время появилась машина настоящего члена Политбюро ЦК КПСС, ее никто не встречал и не стоял по стойке смирно. В итоге у знаменитого футболиста царский подарок отобрали и пересадили на обыкновенную машину того же горьковского автозавода «Волга».
Самый удивительный фотомонтаж
Бесспорно, любители футбола со стажем, а уж тем более, болельщики киевского Динамо хорошо помнят капитана динамовцев первой половины шестидесятых годов Виктора Каневского. Это был прирожденный бомбардир, центральный нападающий, забивший за двенадцать сезонов в составе «бело-голубых» ровно 80 мячей.
Сразу же напомню, на протяжении многих лет это был рекордный показатель, который затем в различное время сумели превзойти Олег Блохин, Андрей Шевченко, Сергей Ребров и некоторые другие футболисты.
В 1964 году киевское Динамо стало обладателем кубка СССР, обыграв в московских «Лужниках», в решающем финальном поединке с минимальным счетом – 1:0 куйбышевский (ныне Самара) клуб «Крылья Советов». Единственный, и, одновременно, решающий мяч в этом матче забил капитан динамовцев Виктор Каневский.
Вполне естественно, на следующий день фотография нового обладателя кубка СССР во главе с держащим в руках почетный трофей капитаном команды Виктором Каневским была напечатана во всем центральных газетах. И на последующие 13 лет эта фотография заняла свое достойное место в летописи самого титулованного клуба в истории советского футбола.
Но почему только на 13 лет? В 1977 году, к 50-летию киевского Динамо был издан уникальный исторический фотоальбом. И вдруг, на странице, посвященной обладателю кубка СССР-1964, тысячи любителей футбола , и я в том числе, увидели самый удивительный фотомонтаж (в то время слово «фотошоп» еще не придумали).
Это был настоящий шок, ведь на хорошо знакомой фотографии вместо одиннадцати футболистов было десять, а почетный трофей стоял перед командой на траве. На том перемонтированном фото не было капитана Виктора Каневского, который в середине семидесятых годов захотел уехать из Советского Союза на ПМЖ в США. Комментарии излишни…