По большому счету, музыка дохристианской Руси – белое пятно. Письменных источников нет, археология бессильна. Самые древние следы музыкальных инструментов относятся к Х веку: Старая Ладога, шпенек (деталь струнного музыкального инструмента, вероятно, гудка).
Гудок (он же гудочек, гудило, гудище и смык) — старинный русский струнный музыкальный инструмент, на котором играли смычком.
В XI веку относятся самые ранние находки гуслей (Новгород Великий). Дальше попроще – находки более многочисленны, кроме того, добавляются письменные источники с рисунками и гравюрами. А вот что было до?
О предположениях, которые бытуют в научном мире, рассказывает этнограф, кандидат исторических наук Тамара Ивановна Ведерникова:
….Если мы будем рассуждать с вами о музыкальных инструментах дохристианской Руси, то я даже не сомневаюсь, что музыкальные инструменты возникли как необходимый элемент для оберега человека. Они не были изначально элементом развлечений! Возьмем ли мы с вами колокол – это сигнальный инструмент. Дудочка любая из растительных материалов, тоже может быть сигнальным инструментом. Моя однокурсница по МГУ, Людмила Алексеевна Чёрная, написала монографию под названием «Антропологический код древнерусской культуры», где она четко утверждает, что на первом этапе развития культуры, славяне придумали все, чтобы выжить физически в этом негативном для них мире. Поэтому и дом – крепость, поэтому и костюм – микромир, а музыкальные инструменты – это какие-то шумящие, гремящие предметы. Из бересты делали шаркунки, сейчас мы из называем погремушками. С одной стороны, они должны были ребенка развлекать, с другой стороны – отпугивать злых духов.
Среди древним музыкальных инструментов могли быть птички-свистульки (их называют окарины), которые дошли и до 20 века, но уже как забава для детей. Наверняка были и деревянные дудочки, и свистульки. Я думаю, что и пузырь (волынка) – тоже могла быть, но археологически невозможно представить себе, что мы сможем найти волынку того времени. Истлеет в погребении. А вот керамические изделия – в большом количестве обнаруживаются во многих раскопках. Может быть и струнные инструменты были. Как рассказывают про киргизский кобыс: поднимался человек в гору, услышал какой-то музыкальный звук. Подошел, а между деревьев натянулись кишки животного, и ветер ими играет. Пришел домой, взял плашку деревянную и тоже натянул струну... Это все из культуры повседневности возникает. И для беды (для защиты), и для радости…
Полную версию рассказа этнографа Тамары Ивановна Ведерниковой слушайте ЗДЕСЬ:
P.S. Подписывайтесь на канал "Эти нерусские русские", будем изучать наши музыкальные инструменты вместе!