Найти тему
Remont1969

Путь в Россию броневика Ланчестер. Часть 3. Lanchester armoured car. 1916. За морем родился, в России пригодился.

Lanchester armoured car/Бронированный автомобиль Ланчестер

Страна: Англия/Россия

Производитель: Мастерские Военной-автомобильной школы.

Производитель шасси Lanchester Motor Company Limited

Год производства: 1916

Шасси: Lanchester 38HP

Бронирование: William Beardmore (Glasgow)

Кол-во: 19 (модернизация)

Боевая масса: 4,8 тн

Экипаж: 4

Размеры: 4410х1850х2380 мм

вооружение: 37-мм пушки Гочкиса, 7,62 мм пулемет Максим обр 1910

-2
В декабре 1915 года Российская императорская армия неожиданно для себя стала обладателем 20-ти броневиков на шасси Ланчестер. Российские "покупатели" всегда очень въедливо отстаивали свою позицию о том, что им надо совершенно конкретные типы бронемашин, но здесь произошло что-то невероятное. Были приобретены совершенно не соответствующие техническому заданию броневики, да ещё и бывшие в употреблении. Как так?

После того, как в июле 1915 года броневые части авиации морского флота Великобритании были расформированы и переданы сухопутным военным, 33 броневика Lanchester armoured car оказались в распоряжении одного из богатейших людей Британии командира 15-го эскадрона Оливера Локкер-Лампсона, который планировал оснастить бронедивизион и отправится с ним помогать российским союзникам. Но совершенно неожиданно Англо-Русский комитет в декабре 1915 купил 20 броневиков Ланчестер, из числа находившихся в распоряжении Лампсона, причем закупка для нужд русской армии была сверх выделенной Главным военно-техническим правлением армии нормы. Почем и как это произошло сейчас уже неизвестно, вариантов множество. От самого сложного, что командеру пообещали, что машины отправляются в Россию, где он и получит, и русские деньги распилили полностью, до того, что машины были куплены за деньги у самого Оливера Локкер-Лампсона, а он потратил полученные ресурсы на дооснащение своей части.

-3

Оправдания закупщика генерала Тимченко-Рубана выглядят насквозь наивными и недостоверными: «20 автомобилей «Ланчестер» куплены мною у командора Локера и его друзей по таким соображениям:.. Такие автомобили признаны на практике наиболее удачными английской, французской и бельгийской армиями, кои нашего типа не придерживаются по его громоздкости и недостаточной подвижности... Автомобили отвечают всем нашим заданиям кроме числа башен, но на них можно установить вторую башню, причем только свобода их передвижения несколько утратится и приблизиться к таковой у «остинов»... Автомобили эти изготовлены этой весною, их видели в работе на заводе наши приемщики и дали прекрасные отзывы, а затем находились в резерве и вскоре были разоружены по крайнему недостатку в пулеметах, в коих явилась большая нужда для траншей. Половинная цена их не результат подержанности, а того, что Локер, сколько я понял, отказался взять с нас часть издержек на их заготовку, падавшую лично на его долю». (цитата по Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой)

-4

Отгрузка прошла так же очень быстро и уже в ноябре все 20 машин были в России. Конечно никакую вторую башню поставить на броневик, или вооружить его 76-мм противоштурмовой пушкой, или 37-мм автоматической пушкой Максима-Норденфельда было невозможно. Но все таки закупка не стала совсем бесполезной, в отличии от покупки тех же бронеавтомобилей Рено. Сам по себе бронеавтомобиль Ланчестер был реально хорош: мощный тяговитый двигатель, надежное шасси, продуманное и качественное бронирование. Генерал-майором А.Соколовым, автором пулеметного станка к Максиму, была разработана установка в башню Ланчестера 37-мм пушки Гочкиса. У башни были изменены приспособления для крепления орудия, введен подъемный механизм, введен стопор башни при пушечной стрельбе, от штатного приклада пушки отказались. Это решение было утверждено в феврале 1916 года на заседании Комиссии по бронеавто­мобилям. Применение пушки вместо пулемета увеличило массу бронеавтомоби­ля всего на 24,6 кг.

-5

В мае перевооружение и усиление бронирования у всех машин было окончено. На первых 10 бронеавтомо­билях были установлены 37-мм авиационные пушки Гочкиса, предназначавшиеся для вооружения бомбардировщиков Илья Муромец, еще 9 машин были вооружены морским вариантом пушки для установки на подводные лодки. В амбразуре, расположенной в кормовой дверце башни, устанавливался 7,62-мм пу­лемет Максим образца 1910 года. Так как нужно было расположить к 3000 пулеметных патронов еще и 200 выстрелов к пушке боевое отделение немного изменили. Над броневым полом, позади броневого корпуса маши­ны, устанавливалась вровень с нижней частью двери крышка из 3-х мм брони, в получившийся ящик укладывали 6 ящиков с патронами для 37-мм пушки Гочкиса, которые можно было достать не открывая дверей башни, которые были заменены на менее высокие.

-6
Визуально машины российском модернизации можно отличить по наличию бронированных "щечек" для защиты пушки, удлинения заднего отсека, наличия вентиляционной башенки и отсутствие патронных ящиков позади боевого отделения.
-7

Экипаж бронеавтомобиля, состоявший из четы­рёх человек теснился в боевом отделении. На башне сверху установили дополнительную вентиляционную башенку и устройство для использования специального командного семафора. В зависимости от приказов пехоты понимались различные сигналы. Уже на российском фронте выявились недостатки, которые были не критичны на фронте во Франции: низкий клиренс обусловленный компоновкой и использования в качестве фурнитуры (петель) материалов из легких сплавов, которые конечно снижали массу, но и оказались совершенно не устойчивы к повреждениям пулями. Недостаточное фугасное действие снаряда 37-мм пушки было проблемой известной и с ней пришлось мириться.

-8

19-ть перевооруженных пушками бронеавтомобилей Ланчестер поступили на вооружение пушечных отделений последних десяти пулеметных автомобильных взводов № 3 7 -4 7, сформированных в Императорской армии и отправленных на фронт в марте - августе 1916 года, так же при при перевооружении пушечные броневики получили 25 и 29-й взвода. В бронеавтомобильных взводах Ланчестеры были предназначены для замены выходящих из строя по времени Гарфордов. Единственный неперевооруженный пулеметный Ланчестер поступил на вооружение 29-го взвода, как четвертый, сверхштатный броневик. Всего в 1916-1917 годах на фронт ушло не менее 15 Ланчестеров. Остальные 5 машин оставались в Петрограде, в Запасном броневом дивизионе.

-9

Бронеавтомобиль на шасси Ланчестер отвоевал на обоих фронтах Великой войны с 1915 по 1918 годы и показал, использовавшись и как легкий пулеметный, и как средний артиллерийский броневик, что он был хорош, особенно после перевооружения в России. Выпущенный всего в количестве 36 единиц стал одним из самых недооценных боевых машин этой войны. А для Российской императорской армии одним из самых популярных, хотя и малоизвестных.

-10

Источник:

А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941 - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз»., 2007.

http://hmvf.co.uk/topic/39398-lanchester-armoured-car/

Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой

David Flatcher, Weels and Trucks №54/ 1994, Lanchester and the Great War

David Fletcher. Work of a Genius. Classic Military Vehicle. Issue 173. Oktober 2015.