Lanchester armoured car/Бронированный автомобиль Ланчестер
Страна: Англия/Россия
Производитель: Мастерские Военной-автомобильной школы.
Производитель шасси Lanchester Motor Company Limited
Год производства: 1916
Шасси: Lanchester 38HP
Бронирование: William Beardmore (Glasgow)
Кол-во: 19 (модернизация)
Боевая масса: 4,8 тн
Экипаж: 4
Размеры: 4410х1850х2380 мм
вооружение: 37-мм пушки Гочкиса, 7,62 мм пулемет Максим обр 1910
В декабре 1915 года Российская императорская армия неожиданно для себя стала обладателем 20-ти броневиков на шасси Ланчестер. Российские "покупатели" всегда очень въедливо отстаивали свою позицию о том, что им надо совершенно конкретные типы бронемашин, но здесь произошло что-то невероятное. Были приобретены совершенно не соответствующие техническому заданию броневики, да ещё и бывшие в употреблении. Как так?
После того, как в июле 1915 года броневые части авиации морского флота Великобритании были расформированы и переданы сухопутным военным, 33 броневика Lanchester armoured car оказались в распоряжении одного из богатейших людей Британии командира 15-го эскадрона Оливера Локкер-Лампсона, который планировал оснастить бронедивизион и отправится с ним помогать российским союзникам. Но совершенно неожиданно Англо-Русский комитет в декабре 1915 купил 20 броневиков Ланчестер, из числа находившихся в распоряжении Лампсона, причем закупка для нужд русской армии была сверх выделенной Главным военно-техническим правлением армии нормы. Почем и как это произошло сейчас уже неизвестно, вариантов множество. От самого сложного, что командеру пообещали, что машины отправляются в Россию, где он и получит, и русские деньги распилили полностью, до того, что машины были куплены за деньги у самого Оливера Локкер-Лампсона, а он потратил полученные ресурсы на дооснащение своей части.
Оправдания закупщика генерала Тимченко-Рубана выглядят насквозь наивными и недостоверными: «20 автомобилей «Ланчестер» куплены мною у командора Локера и его друзей по таким соображениям:.. Такие автомобили признаны на практике наиболее удачными английской, французской и бельгийской армиями, кои нашего типа не придерживаются по его громоздкости и недостаточной подвижности... Автомобили отвечают всем нашим заданиям кроме числа башен, но на них можно установить вторую башню, причем только свобода их передвижения несколько утратится и приблизиться к таковой у «остинов»... Автомобили эти изготовлены этой весною, их видели в работе на заводе наши приемщики и дали прекрасные отзывы, а затем находились в резерве и вскоре были разоружены по крайнему недостатку в пулеметах, в коих явилась большая нужда для траншей. Половинная цена их не результат подержанности, а того, что Локер, сколько я понял, отказался взять с нас часть издержек на их заготовку, падавшую лично на его долю». (цитата по Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой)
Отгрузка прошла так же очень быстро и уже в ноябре все 20 машин были в России. Конечно никакую вторую башню поставить на броневик, или вооружить его 76-мм противоштурмовой пушкой, или 37-мм автоматической пушкой Максима-Норденфельда было невозможно. Но все таки закупка не стала совсем бесполезной, в отличии от покупки тех же бронеавтомобилей Рено. Сам по себе бронеавтомобиль Ланчестер был реально хорош: мощный тяговитый двигатель, надежное шасси, продуманное и качественное бронирование. Генерал-майором А.Соколовым, автором пулеметного станка к Максиму, была разработана установка в башню Ланчестера 37-мм пушки Гочкиса. У башни были изменены приспособления для крепления орудия, введен подъемный механизм, введен стопор башни при пушечной стрельбе, от штатного приклада пушки отказались. Это решение было утверждено в феврале 1916 года на заседании Комиссии по бронеавтомобилям. Применение пушки вместо пулемета увеличило массу бронеавтомобиля всего на 24,6 кг.
В мае перевооружение и усиление бронирования у всех машин было окончено. На первых 10 бронеавтомобилях были установлены 37-мм авиационные пушки Гочкиса, предназначавшиеся для вооружения бомбардировщиков Илья Муромец, еще 9 машин были вооружены морским вариантом пушки для установки на подводные лодки. В амбразуре, расположенной в кормовой дверце башни, устанавливался 7,62-мм пулемет Максим образца 1910 года. Так как нужно было расположить к 3000 пулеметных патронов еще и 200 выстрелов к пушке боевое отделение немного изменили. Над броневым полом, позади броневого корпуса машины, устанавливалась вровень с нижней частью двери крышка из 3-х мм брони, в получившийся ящик укладывали 6 ящиков с патронами для 37-мм пушки Гочкиса, которые можно было достать не открывая дверей башни, которые были заменены на менее высокие.
Визуально машины российском модернизации можно отличить по наличию бронированных "щечек" для защиты пушки, удлинения заднего отсека, наличия вентиляционной башенки и отсутствие патронных ящиков позади боевого отделения.
Экипаж бронеавтомобиля, состоявший из четырёх человек теснился в боевом отделении. На башне сверху установили дополнительную вентиляционную башенку и устройство для использования специального командного семафора. В зависимости от приказов пехоты понимались различные сигналы. Уже на российском фронте выявились недостатки, которые были не критичны на фронте во Франции: низкий клиренс обусловленный компоновкой и использования в качестве фурнитуры (петель) материалов из легких сплавов, которые конечно снижали массу, но и оказались совершенно не устойчивы к повреждениям пулями. Недостаточное фугасное действие снаряда 37-мм пушки было проблемой известной и с ней пришлось мириться.
19-ть перевооруженных пушками бронеавтомобилей Ланчестер поступили на вооружение пушечных отделений последних десяти пулеметных автомобильных взводов № 3 7 -4 7, сформированных в Императорской армии и отправленных на фронт в марте - августе 1916 года, так же при при перевооружении пушечные броневики получили 25 и 29-й взвода. В бронеавтомобильных взводах Ланчестеры были предназначены для замены выходящих из строя по времени Гарфордов. Единственный неперевооруженный пулеметный Ланчестер поступил на вооружение 29-го взвода, как четвертый, сверхштатный броневик. Всего в 1916-1917 годах на фронт ушло не менее 15 Ланчестеров. Остальные 5 машин оставались в Петрограде, в Запасном броневом дивизионе.
Бронеавтомобиль на шасси Ланчестер отвоевал на обоих фронтах Великой войны с 1915 по 1918 годы и показал, использовавшись и как легкий пулеметный, и как средний артиллерийский броневик, что он был хорош, особенно после перевооружения в России. Выпущенный всего в количестве 36 единиц стал одним из самых недооценных боевых машин этой войны. А для Российской императорской армии одним из самых популярных, хотя и малоизвестных.
Источник:
А.Г. Солянкин, М.В. Павлов, И.В. Павлов, И.Г. Желтов Отечественные бронеавтомобили 1905 - 1941 - М.: ООО «Издательство «Цейхгауз»., 2007.
http://hmvf.co.uk/topic/39398-lanchester-armoured-car/
Коломиец М.В. Русские броневики в бою. Бронечасти Первой Мировой
David Flatcher, Weels and Trucks №54/ 1994, Lanchester and the Great War
David Fletcher. Work of a Genius. Classic Military Vehicle. Issue 173. Oktober 2015.