В ряде японских городских легенд, Коккури-сан — одна из самых известных. Всем японцам знакома эта щекочущая нервы игра-гадание, и очень многие из них сами хоть раз участвовали в ней в школьные годы. Тема Коккури-сан, также, как и, например, легенда о Ханако-сан, регулярно всплывает в японских медиа — фильмах, книгах, аниме и манге. Что это, собственно, такое, и как оно работает? Давайте разбираться.
Прежде всего, стоит отметить — несмотря на кажущуюся «древность» этого гадания, появилось оно в современном виде уже в эпоху Мэйдзи, ближе к концу 19 века, и во многом сформировалось под влиянием европейских оккультных салонных игр, таких, как доска Уиджа. При этом само слово Коккури-сан (狐狗狸さん) пишется кандзи «лиса», «собака» (он же есть в слове «тенгу») и «тануки», то есть отсылает к животным, которых в японских легендах с древности наделяют сверхъестественными свойствами и способностью к оборотничеству. Собственно, дух лисицы, как обычно считается, и призывают в этом ритуале для ответов на вопросы (хотя могут быть разные версии того, кто там на самом деле призывается). Японский колорит отражается и в самом обряде — для призыва духа и «провода» его в конце ритуала используются нарисованные врата-тории, считающиеся в Японии символическим проходом в иной мир.
Как проводится игра в «Коккури-сан»? В целом правила могут отличаться в зависимости от региона, префектуры, а порой даже конкретного города или школы, но самые распространенные таковы: на белом листе бумаге рисуется алфавит хираганы, числа от 0 до 9, слова «да» и «нет», а также стилизованные ворота-тории. Иногда пририсовывается еще латинский алфавит, слова «мужчина» и «женщина», а также числа 100 и 1000, но это уже факультативно. А вот тории, хирагана и да-нет присутствуют всегда — это обязательный элемент.
Когда доска готова, участники рассаживаются вокруг нее, кладут на лист бумаги монетку (обычно 10 йен, иногда 500), на которую все ставят палец (рука при этом должна быть расслаблена) и хором несколько раз произносят «Коккури-сан, Коккури-сан, приди. Если ты здесь, скажи «да»». Если ритуал прошел успешно, монетка сама по себе перемещается на слово «да» — это значит, что дух пришел. После этого ему можно задавать вопросы, на которые тот добросовестно ответит, перемещая монетку по листу на нужные буквы и цифры (в некоторых вариациях правил можно задать лишь один вопрос). По окончанию ритуала нужно обязательно поблагодарить Коккури-сан и попросить уйти, после чего монетка должна переместиться на картинку торий — это будет означать, что ритуал закончен. Лист бумаги после рвут и закапывают, а монетку в течении 24 часов обязательно нужно потратить или бросить в алтарь храма — в общем, не оставлять ее у себя. Кроме этих правил, существуют и другие например, ни в коем случае не прерывать ритуал до конца и не играть в Коккури-сан в одиночку.
Если не соблюсти какое-то из правил и нарушить порядок ритуала, случится что-то плохое и страшное — на всех участников может пасть проклятие, грозящее несчастьем и даже смертью, или же дух может вселиться в кого-то из участников (вариации этого самого «плохого» в разных версиях отличаются).
Иногда вместо «Коккури-сан» школьники вызывают таким же образом «Купидона» (キューピッドさん) или «Ангела» (エンジェルさん), что, конечно, выглядит милее и безопаснее, хотя сам по себе ритуал мало чем отличается. В 70-е «Коккури-сан» стало настоящим бумом среди школьников, что привлекло внимание общественности — в школах даже стали запрещать эту игру. Сейчас она тоже не поощряется — и учителями, и родителями, и даже синтоистскими и буддистскими священниками, утверждающими, что ничего хорошего и святого на такой ритуал не заявится, а вот нехорошие штуки, прикрывающиеся именем божества или умершего родственника — вполне могут. Существует даже несколько подтвержденных случаев, произошедших с участниками игры в Коккури, напоминающих одержимость.
Тем не менее, есть и научные объяснения «Коккури-сан», самое распространенное звучит так: прежде всего, действуют автоматические сокращения мышц, которые дают первый импульс к тому, чтобы монетка задвигалась. Чувствуя, что та действительно движется «сама по себе», без их усилий, участники попадают под очарование момента, и подсознательно начинают слегка направлять ее на нужный ответ, сами того не замечая. Случаи странного поведения или «одержимости» же происходят потому, что порой если игру проводит в чрезмерно взвинченном состоянии, у кого-то могут не выдержать нервы, кроме того, действия во время гадания порой приводят к самогипнозу (расслабленное состояние, монотонные реплики, долгое смотрение в одну точку на движущийся предмет).
Постановочное видео с наглядным изображением гадания «Коккури-сан»
Впрочем, конечно же, на все сто подтвердить или опровергнуть правдивость Коккури-сан никто не может, поэтому этот вид гаданий до сих пор пользуется определенной популярностью, особенно среди школьников.