Мне часто задают этот вопрос родители моих учеников. Собственно это и подвигло меня к написанию статьи. Пришло время и вы решили научить своего малыша читать, но вот беда ребенок никак не запоминает буквы и как бы вы не старались результат нулевой. А если родители не достаточно терпеливы и в процессе начинают нервничать и кричать на ребенка то, вуаля еще и сформировано стойкое негативное отношение вашего чада к этому занятию.
Знакомая ситуация? На этом этапе часть родителей обращаются к педагогам по раннему развитию, часть продолжают самостоятельные эксперименты. Хочу дать несколько советов вторым. Начинайте запоминать сначала гласные. Если ребенок после многократных повторений не запоминает буквы, то задумайтесь о причинах.
Причины могут быть следующие:
1. У малыша недостаточно сформировано зрительное восприятие, поэтому ему сложно проанализировать элементы буквы. Горизонтальная прямая, вертикальная прямая, а тут еще какой-то крючок!
2. Зрительно-пространственная несформированность. Этот крючок влево, а палочка вниз. У ребенка путается расположение букв и их элементов.
3. Возможно у ребенка не достаточно развита зрительная память и ему трудно удержать в голове образ буквы.
Как в этом случае помочь ребенку?
Перестаньте с ним заниматься и начните играть! Проявите фантазию и сделайте ваши игры эмоционально насыщенными, подключите к ним любимые игрушки.
Чтобы развить тактильный образ букв лепите их из пластилина, вырезайте, делайте из проволоки, рисуйте пальцем на песке, обводите по контуру, выкладывайте из фасоли.
Зрительное восприятие хорошо развивается в играх:
- "найди чего не хватает на рисунке
- "составление целого предмета из разрезной картинки"
- "дорисовывание незаконченных предметов"
- "отыскивание предмета по его тени"
Развивать зрительную память можно играя в игры:
- "картинка спряталась" (выкладываете несколько картинок, предлагаете ребенку их запомнить, затем одну прячете и просите угадать)
- Выкладываете фигуру из палочек, затем предлагаете ребенку воспроизвести их самостоятельно
Развивая зрительно-пространственную функцию, прежде всего закрепляете понятия: "вверх", "вниз", "слева", "справа", "над", "под", "выше", "ниже", "между". Начинать отрабатывать лучше на частях своего тела и лица, далее переходить на окружающий мир.
Убедившись, что ребенок без труда выполняет задания, можно начинать обучать ребенка чтению. Буду рада если статья оказалась вам полезна. На все вопросы о речевом развитии ребенка с удовольствием отвечу. Больше информации в моей группе Вконтакте.