Эпидемия коронавируса сломала планы подавляющего числа жителей планеты. В том числе это относилось к лету и летним отпускам. Выехать никуда не позволительно, самоизоляция, или масочный режим действовали во многих регионах мира.
Я это ощутил на собственной шкуре.
В этом году у меня были планы поехать в Карелию и побывать на Соловецких островах.
Но… увы. В то время, когда я добрался до Кеми, монастырь еще был закрыт для посещения.
Такая вот эта изоляция, я бы сказал, блокада острова, вызвала у меня в памяти один не слишком хорошо известный эпизод Крымской войны.
Вообще, говоря о Крымской войне, первое, что приходить в голову – Севастополь. Реже вспоминаются боестолкновения на Кавказе.
Но был еще и северный театр военных действий – Соловки и русское Заполярье.
Кстати, некоторые историки относят Крымскую войну к глобальной войне, первой в истории, именно благодаря огромной территории, на которой велись боевые действия. Объединённый "англо-французский" Запад, используя полное техническое превосходство своих военно-морских флотов, пытался "уязвлять" российского колосса на самых дальних окраинах: на Камчатке и на Крайнем Севере. И если о героической обороне Петропавловска-Камчатского каждый интересующийся отечественной историей хоть что-то слышал, то о бомбардировке Соловецкого монастыря, и о других событиях Крымской войны на Крайнем Севере знают совсем немногие.
Так вот.
В 1854 году на русский Север пришла англо-французская эскадра из 7 кораблей.
Занявшись по сути разбоем и пиратством, через некоторое время "славные европейские мореходы" решили поискать цель покрупнее и отправили к берегам Соловецких островов два трехмачтовых шестидесятипушечных фрегата "Бриск" и "Миранда".
Они остановились на рейде бухты Благополучия и подняли на мачтах переговорные флаги.
Это, конечно, дело правильное и разумное…но только когда речь идет о моряках с обеих противоборствующих сторон. А здесь было все гораздо прозаичнее: неискушенные в таких морских делах, монахи просто не поняли, что от них хотят и не ответили.
Тогда захватчики решили произвести три выстрела, дабы привлечь внимание тех, кто находился на берегу. Монахи, особо не заморачивась, ответили двумя выстрелами.
Это послужило сигналом для спесивых бриттов к началу массированной бомбардировки монастырских укреплений.
7 июля 1854 года в 5 часов утра от фрегата "Бриск" отошла шлюпка с белым флагом. Она доставила на берег письмо, в котором командир английской эскадры капитан Эрасмус Оммани, видимо, решив, что уже достаточно напугал защитников Соловецкой обители, ультимативно потребовал немедленной сдачи гарнизона.
Монахи ответили на это не без остроумия:
Так как в монастыре гарнизона нет, то и сдаваться, как военнопленным, некому.
А между тем ситуация с вооружением у защитников монастыря была аховая. В их распоряжении были только 10 старинных пушек, из которых обстреливали еще шведов два века назад. И потому монашеской братии оставалось уповать только на Всевышнего. И действительно, над монастырём постоянно звучал колокольный звон. Был устроен крестный ход.
Англичане еще более обозлились и открыли ураганный артиллерийский огонь по монастырю. Однако бомбы отскакивали от могучих валунов, из которых состояли стены, почти не причиняя им вреда. Бомбы падали и в море и, перелетев через монастырь, в Святое озеро. Это небольшое озерцо, как вспоминали очевидцы, едва ли не кипело от ядер.
Более девяти часов английские комендоры-пушкари упражнялись в огневой подготовке, тратя без счета имеющиеся боеприпасы.
Наконец, оглохнув от собственной канонады и дождавшись, пока рассеется дым и пороховая гарь, бритты с изумлением и досадой обнаружили, что их ядра против валунов абсолютно не эффективны. Вместо развалин монастырских строений перед их взором открылись практически невредимые стены из валунов.
Одним из последних залпов было отправлено по направлению к Преображенскому собору 96-фунтовое ядро , которое пробило стену и верхнюю часть образа «Знамения» Пресвятой Богородицы, стоявшего над западным входом в Преображенский собор; ядро с шумом упало на землю. Следы этого выстрела до сих пор остаются на иконе.
И на этом все. Вековые валуны с честью выдержали осаду и вынудили раздосадованных ничтожными результатами бомбардировки англичан ретироваться и поискать более доступные цели.
Вот так Соловецкий монастырь с честью противостоял агрессорам и вышел победителем из этой схватки благодаря и своим монахам-защитникам, и тем, кто создавал в свое время этот уникальный северный форпост.