Найти тему
Genesis family

50 лет группе Genesis. Триумф в Великобритании, или почему Ричард ушел из Genesis (1973) [ч.21]

Оглавление

1973 год начинается с европейского забега. Сначала по Франции...

… затем по Италии, Германии...

…далее Genesis вернулись на родину. Вскоре их пригласили сыграть в Rainbow Theatre, что равнозначно признанию звездного статуса. Разумеется, музыканты хотели показать в этом выступлении нечто особенное.

Майк Резерфорд

"В Англии у нас внезапно изменился статус. Мы отыграли во всех залах города и попрощались с клубами.

Мы принадлежим к той категории групп, которые вкладываются в шоу. Одни стоят больших денег, другие – ничего. При этом убежден, что абсолютно не важно, сколько вы потратили. Не редко лучшее стоит дешево.

У нас давно витала идея спрятать аппаратуру. В итоге мы просто купили марлевые шторы за 50 фунтов, 6 ультрафиолетовых прожекторов и закрыли нашу аппаратуру марлевым занавесом, на который и направили прожектора, дабы получить эффектный фон. И это сработало! Так просто и легко. И помогло создать определенную атмосферу на сцене".

Тони Бэнкс

"У нас была идея закрыть всё оборудование занавесом. То есть будто у нас вообще на сцене нет никакой лишней аппаратуры, кроме инструментов. Что стало полной противоположностью многих других групп, которые размещали позади как можно больше всего. Мы же к этому испытывали антипатию.

У Питера тогда возникли новые идеи с костюмами. Для одной из песен он начал носить красную коробку на голове. Ультрафиолет же выделял эти эффекты, что придавало драматичности. И всё это мы сделали для выступления в феврале 1973 года в Rainbow Theatre. Запоминающийся концерт".

     февраль,  1973. Вспоминает автор снимка Армандо Галло: «Группа только приехала в  театр Rainbow. Питер привёз все свои маски, костюмы, крылья, накидки,  тем самым сделав очередной сюрприз для группы. Я попросил их выйти в  парк, недалеко от театра, чтобы сделать несколько снимков. Это фото  говорит о многом»
февраль, 1973. Вспоминает автор снимка Армандо Галло: «Группа только приехала в театр Rainbow. Питер привёз все свои маски, костюмы, крылья, накидки, тем самым сделав очередной сюрприз для группы. Я попросил их выйти в парк, недалеко от театра, чтобы сделать несколько снимков. Это фото говорит о многом»

Питер Гэбриэл

"Мы понимали, что наше время пришло. Мы прошли Friars и прочие клубы, и вот оказались на Rainbow, самой престижной площадке, поэтому решили сделать шоу особенным. Также я понимал, что группа большинство моих костюмов и масок не одобрит, поэтому прятал их из виду до самого шоу, что вообще сродни безумству, поскольку я не мог полноценно репетировать. Но меньше всего мне хотелось демократических дискуссий о том, как мне лучше выступать".

Фил Коллинз

Примерно за полчаса до открытия дверей Питер пришел со своими костюмами, шляпами и сказал, что собирается надеть это всё. Это было в первый раз, когда я увидел и маску цветка, и красную коробку, и накидки, и крылья летучей мыши…»

     Rainbow, саундчек. Февраль, 1973
Rainbow, саундчек. Февраль, 1973

Стив Хакетт

"Перед концертом ничто не предвещало чего-то нового. Рядовое обычное шоу, но как только мы вышли на сцену, обстановка изменилась. На сцене воцарилась атмосфера театра, а сам я ощущал себя то зрителем, то актёром».

Тони Бэнкс

«Шоу начиналось с «Watcher of the Skies», с того атмосферного клавишного соло, выходил Питер с крыльями летучей мыши, подсвеченный ультрафиолетовыми лучами, а также с подведенными глазами. Не думаю, что публика видела что-либо из этого. Я большой поклонник фэнтези и мне нравилось, как мы это воплощали на сцене».

     Театр Rainbow, февраль 1973
Театр Rainbow, февраль 1973

Питер Гэбриэл

"Самые важные два момента в театральном мире, о которых необходимо думать, это 1) как ты выйдешь и 2) как ты уйдешь. Начало «Watcher» с его богатыми, сказочными аккордами от Тони на Меллотроне, свет и ультрафиолетовый макияж – это тот эпизод, который заставляет людей съёживаться.

Во многом я был проводником, антенной группы. В этом заключалась моя работа – передавать то, чем занимаются музыканты, поскольку сами они не были в этом заинтересованы или хороши. Фил – шоумен от природы, но тогда он был чисто музыкантом и особо не интересовался визуальной стороной дела. Я же взял эту ответственность на себя. Отправляя наши сигналы вовне, я попутно принимал на себя радиоволны, исходящие от зрителей".

На следующий день музыкальная пресса вышла с обзорами:

Melody Maker: «Genesis: Монстры пришли».

Крис Уэлш: «Тот самый поворотный концерт, когда группа получила награду в виде истерии от лояльных фанатов, пришедших праздновать триумф. Несомненно, группа ответила им своим лучшим выступлением.
Genesis получили настолько внушительные овации, что заметно расшевелили такую непоколебимую группу. В течение 20 долгих минут зрители приветствовали потрясающее выступление группы. Музыкальная пища была многим хорошо знакома. От «Watcher of the Skies» до «The Musical Box» и «The Knife» - каждое произведение представляет собой шедевр, обладающее вкусом и мастерством, поскольку различные музыканты сублимировали свои таланты для создания широкого спектра оттенков и настроений»

Record Mirror: «После выступления в Rainbow группы Genesis был открыт совершенно новый музыкальный мир»Пол Веир, «New Muscal Express»: «В прошлую пятницу я видел самый великолепный концерт из всех. Genesis были безукоризненны».

После триумфальных концертов по Великобритании Genesis вернулись в США.

Майк Резерфорд

«В прошлом году, когда мы покидали Нью-Йорк, нам казалось, что мы завоевали Америку. Но когда мы вернулись, то поняли, что Нью-Йорк о нас вообще забыл.

В Америке надо было покорять штат за штатом. И первой целью были Чикаго и Кливленд, в котором располагалась ведущая радиостанция, где несколько лет назад гремел Боуи, поэтому и город был важен для нас. Канаду мы «захватили» быстрее и гастролировали там с бОльшей поддержкой. Возможно, тамошние билеты продались из-за того, что мы к этому времени уже успели отыграть во Франции. А вот наш американский лейбл в этом плане оказался безнадежным. Они просто не могли понять, что это за странные дети из Англии. А председатель Atlantic Records Джерри Гринберг и вовсе отмахивался: «Я устал… эта песня должна звучать короче. Короче! Она слишком длинная!» Они не уловили главного…

Как-то мы появились на американском телевидении, чтобы исполнить «Watcher», и нас представлял Стив Миллер, крутой американский блюзовый гитарист, у которого вышел огромный хит «The Joker». Пит оделся в свой обычный костюм: плащ, крылья летучей мыши, ультрафиолетовый макияж… И очень стало заметно, как, завидев нас, Стив растерялся.

Американские зрители, глядя на нас, разделились. Одна половина была нами очарована. Для них мы были что-то вроде странного гастролирующего по городам цирка. Другие же кричали: «Буги!», «Рок-н-ролл!» каждый раз, когда мы играли акустическую секцию. Это раздражало… Достаточно было одного подобного выкрика, чтобы вся необходимая выстраиваемая нами атмосфера разрушилась.

Помню выступление в Принстонском университете. Перед шоу я выкурил косяк, что для меня необычно. Атмосфера в зале стояла расслабляющая, успокаивающая… Пит начал рассказывать одну из своих историй… а я взял и задремал. Учитывая, что мы играли сидя, то технически заснуть было не сложно. Очнулся я спустя минуту-две. Будто кто-то меня толкнул. Оглянулся – никого. При этом я сидел на самом краю и мог упасть».

     Апрель, 1973, США
Апрель, 1973, США

Вскоре после второго американского турне из группы ушел Ричард Макфейл

Майк Резерфорд

«Думаю, Ричард ощущал, что теперь вокруг нас должен крутиться более профессиональный менеджмент. В плане организации мы всегда были немного трусливыми: друзья друзей, любители... Было несколько досадных недоразумений, в то время как с каждым разом подход должен был быть более профессиональным. Один из наших тур-менеджеров не сохранил квитанций по нашим первым гастролям, и спустя год к нам пришел налоговик и сказал: «По нашим данным, у вас есть долги». Наши расходы были в 4 раза больше, но нам нечего было ему предъявить. Ричард не был менеджером, он не был бухгалтером, и, возможно, он всё больше начал задумываться о том, чем ему заниматься дальше по жизни. Я скучал по нему, потому что мы привыкли жить все вместе. Тогда начались мои вегетарианские дни, а Ричард был вегетарианцем. У нас в Holiday Inn валялся небольшой примус, и Рич сколотил поздний ужин, мы курили много дури и хорошо оттянулись. Нас очень заряжали его энергия и энтузиазм буквально на всё».

Ричард Макфейл

«Все эти годы мне задают этот вопрос: почему я ушел? С Genesis я был с 1969 года, прежде чем, кто-либо вообще о них знал, и весной 1973 года я пришел к осознанию того, что у меня нет собственной жизни. Не было места отношениям, изучению новых навыков, да даже для хобби. Хотя я много путешествовал, но это продиктовано требованиями группы. Как-то вдруг ко мне пришло осознание, что я нахожусь с парнями уже 5 лет без перерыва. Мне было 22. Страт, их номинальный менеджер, также управлял своей звукозаписывающей компанией, поэтому не мог посвятить свое время полноценному управлению Genesis. Я знал, что они меня никогда не уволят, однако у меня были сомнения относительно собственной способности стать их полноценным менеджером и вывести на следующий уровень. Всё чаще подкрадывалось некоторое отсутствие уверенности. Я немного нервничал по поводу будущего, потому что мог видеть – особенно тогда, в Rainbow – что всё происходит уже где-то там, за пределами того, о чем мы мечтали в рождественском коттедже».

Тони Бэнкс

«К тому времени мы уже могли справиться с его уходом. Очевидно, Рич был частью всего с самого начала, поэтому было осознание, что уходит большая часть тебя. Возможно, он мог бы пойти дальше, чем ему мог дать Genesis».

27 июля Genesis выпускают свой первый концертник, основанный на выступлении в Лестере от 25 февраля. К этому времени музыканты вовсю уже работали над новыми песнями, но лейбл призвал выпустить этот альбом, причем продавать его за дёшево.

Тони Бэнкс:

"Мы не воспринимали всерьез "Genesis Live". Нас попросили сделать микс для радио шоу в Америке, и для нас очевидным было включить «Supper’s Ready». Но она выпала из концертного альбома, мы не смогли ее включить, так как она занимала его половину, плюс ко всему она уже в предыдущем альбоме столько же заняла. И это всё довольно странно, так как получалось, что мы выпускали альбом без лучшего трека. Не знаю, слушал ли я вообще когда-нибудь "Genesis Live". В течение долгих лет или вообще… Концертные альбомы меня никогда не интересовали, поскольку они представляют то, что вы уже делали. Другими словами, в них нет ничего нового".

Майк Резерфорд:

"Перед релизом «Selling England», вышел наш первый концертный альбом. "Genesis Live" – это хороший пример того, как боссы рекорд лейблов могут налаживать отношения. И это был всё Страт (Тони Страттон Смит - примечание): запись эта должна была быть для американского радио шоу «King Biscuit Flower Hour», и он убедил нас выпустить её, я уж забыл зачем. У нас образовался небольшой промежуток: мы медленно работали над альбомами. Концертник же создавал видимость, что дела у нас идут, а альбом в итоге стал для нас очень успешным".

Данный диск музыканты посвятили Макфейлу.

Ричард Макфейл

«На обороте присутствовала фотография со мной, которую сделала Маргарет Бэнкс на пляже в Чикаго, на берегу озера Мичиган. Это был на первый настоящий американский тур, когда мы играли в Aragon Ballroom в апреле 1973 года. Надпись содержала следующие слова: «Посвящается Ричарду Макфейлу, который ушел в апреле 1973 года». По сей день я натыкаюсь на поклонников, которые твердо верят, что это была отсылка на мою смерть. Поняв, что я жив, кажется, они облегченно вздыхают!»

To be continued...