Найти в Дзене
Автомобильный мир

Ford Model T. Каким был первый миллионник?

Если подумать, с чем можно ассоциировать слово "народный", то как пример можно вспомнить Ford Model T. И это совсем не просто так, а потому что этот автомобиль стал первым, который мог себе позволить обычный рабочий американец. Благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки и разумного, не в ущерб качеству, упрощения конструкции автомобиля, что

Если подумать, с чем можно ассоциировать слово "народный", то как пример можно вспомнить Ford Model T. И это совсем не просто так, а потому что этот автомобиль стал первым, который мог себе позволить обычный рабочий американец. Благодаря таким нововведениям, как применение конвейера вместо индивидуальной ручной сборки и разумного, не в ущерб качеству, упрощения конструкции автомобиля, что позволило снизить себестоимость, модель Т была доступна почти каждому рабочему американцу. Первый экземпляр построен 27 сентября 1908 года на заводе Пикетт в Детройте.

По своим техническим характеристикам, комфорту и оборудованию Ford T также не уступал большинству автомобилей своего времени, превосходил многие из них по надёжности и долговечности, а по габаритным размерам и объёму двигателя соответствовал современным моделям среднего класса, и, в отличие от последовавших за ним массовых европейских малолитражек, создавался в качестве полноценного семейного транспортного средства для страны с большими расстояниями и плохими дорогами, приспособленного для дальних поездок и обладающего соответствующими простором, комфортом и запасом прочности. Именно такому набору технических, эксплуатационных и потребительских качеств, а не только низкой стоимости и агрессивному маркетингу, Model T был обязан своим глобальным успехом.

Автомобиль был снабжён четырёхцилиндровым двигателем рабочим объёмом 2,9 л и двухступенчатой коробкой передач планетарного типа. В конструкции автомобиля были применены такие конструктивные и технологические нововведения, как цельнолитой блок-картер, отдельная головка блока цилиндров и педальное переключение планетарной коробки передач.

Когда появилась Model T, большинство автомобилей в США в 1908−10 годах стоило от 1100 до 1700 долларов. Начальная цена на фордовский «Т» составляла 825−850 долларов — почти на треть меньше, чем у самого дешевого автомобиля других фирм — при среднем годовом доходе в США на 1910 год в 574 $, или около 48 $ в месяц. В 1916−17 годах было продано уже 785,5 тысяч машин, причём цена постоянно снижалась и к этому времени достигла 350 долларов.

Эта машина также является первой, что выпускалась в разных странах по всему миру: Германии, Франции, в далекой Австрали и так далее. Всего было выпущено 15 миллионов автомобилей Форд Модель "Т".

Красиво отделанная "тэшка", и салон с органами управления.
Красиво отделанная "тэшка", и салон с органами управления.

В течение долгого выпуска автомобиля кузов неоднократно подвергался изменениям, их них можно выделить наиболее значительные периоды:

  • 1909—1914: капот в форме пятигранной призмы с плоским верхом, плоский щит моторного отсека без плавного перехода к капоту.
  • 1915—1916: жалюзи на боковинах капота, выпуклый щит моторного отсека; причём форма последнего не совпадала с формой старого капота, из-за чего между ними образовывалась ступенька.
  • 1917—1923: капот со скруглённым верхом, плавно переходящий в щит моторного отсека; наиболее характерный вариант Ford T, на него пришлась примерно половина выпуска модели;
  • 1923—1925: капот более современной формы, более высокий и широкий, расширяющийся в задней части — при сохранении закруглённого перехода к кузову.
  • 1926—1927: так называемый «высокий» капот, переходящий в кузов без закругления, как у будущего Ford Model A.

Интересные факты

  • Ford T набрал 742 очка в конкурсе «Автомобиль века» и занял первое место, а также входит в десятку автомобилей, изменивших мир, по версии журнала Forbes, как первый серийный, доступный среднему классу автомобиль в мире.
  • Форд модели Т был первым автомобилем в Монголии. Он был подарен правителю страны, «Живому Будде» Богдо-гэгэну 8 шведским миссионером Францем Ларсоном, который пишет:
…Когда я достал ему первую автомашину, когда-либо виданную в Урге, — Форд, — он подсоединил электропроводку к кузову машины, и созвал высших лам и знать на чай. После чая он продемонстрировал им машину, и предложил гостям пощупать полировку её крыльев. Первый коснувшийся машины отшатнулся, словно бы обжёгшись. Остальные рассмеялись над его робостью. Затем протянул руку второй храбрец — и отдёрнул её назад. Ещё больше хохота, подначиваемого Буддой. Ему доставило величайшее удовольствие это чаепитие, на котором его друзья получили такое потрясение, так что никто не изъявил желание составить ему компанию в поездке на этой машине — все они были изумлены его способностью сидеть в ней и с удобствами разъезжать окрест дворца.
  • Русскоязычная версия названия Tin Lizzie — «Жестянка Лиззи» — является плодом не очень корректного перевода; более корректный перевод — «Жестяная Лиззи», где «Лиззи» — распространённая в США лошадиная кличка. Таким образом, на самом деле это название не имело пренебрежительного оттенка, а скорее подчёркивало тот факт, что Ford T пришел на смену живой лошади в качестве транспорта американского фермера.
  • Простота, надёжность и высокая проходимость автомобиля при такой цене привлекли внимание военных. В результате, его можно было часто встретить на фронтах Первой мировой войны. Значительную партию закупило и русское военное ведомство. Какая-то часть из этой партии досталась по наследству Красной армии. Утверждают, что именно этой моделью пользовался легендарный начдив Чапаев. Также известно, что водителем «Форда» модели «Т», переделанного под фургон санитарных войск, служил другой знаменитый участник Первой мировой — писатель Эрнест Хэмингуэй.
  • С 1949 года житель Канады ездит на Ford T 1927 г. в. Это единственный известный случай, когда на протяжении 70 лет автовладелец ездил на одном и том же автомобиле, и продолжает это делать по сей день.

Подписывайтесь на мой канал. Если вам понравилась эта статья, поставьте ей "нравится" и загляните в мой профиль, там есть еще много хорошего. Приятного дня или вечера!