Всенародное голосование по поправкам в Конституцию вызвало многочисленные споры и обсуждения. Для представителей оппозиции главным был вопрос: голосовать против или бойкотировать?
Большинство оппозиционеров, как либеральных, так и левых, выступало за бойкот.
В отношении же тех, кто агитировал отдать голос за "нет", сложилась достаточно странная ситуация. Это могли делать похожим образом как действительно оппозиционные лидеры мнений, так и те, кому заплатили за политическую рекламу. И многих людей это запутало. Стоило кому-то неосторожно высказаться на тему голосования, как его тут же могли в рекламе.
За бойкот выступили политики Дарья Беседина, Алексей Навальный, Илья Яшин, Евгений Ройзман, Ксения Собчак, историк Клим Жуков, блогеры kamikadzedead, Вестник Бури, Виктория Гарсия-Берналь и другие.
В основном они ссылались на то, что голосование не является референдумом и не повлияет на результат, поправки в Конституцию уже приняты, кроме того сохраняется опасность распространения коронавируса, поэтому лучше посидеть дома. Стратегия данной позиции заключалась в том, чтобы ударить по легитимности, то есть всем несогласным нужно было проигнорировать голосование, тем самым добиться низкой явки. Это бы лишило плебисцит значимости, особенно если явка уступила бы показателям голосования по Конституции 1993 года.
Голосовать против же призывали политики Андрей Пивоваров, руководитель движения "НЕТ", Максим Кац, Николай Платошкин, Егор Жуков, социолог Борис Кагарлицкий, он же главный редактор электронного журнала Рабкор и ведущий одноимённого ютуб-канала.
Стратегия кампании "НЕТ" была направлена на то, чтобы агитировать всех несогласных проголосовать против, тем самым сильно усложнить процесс фальсификации. То есть, по мнению организаторов движения, если действительно большое количество людей проголосует за "нет", то подделать результаты будет значительно сложнее, чем если просто явка будет низкой. Помимо этого одной из задач кампании было организовать наблюдение на крупных участках и вести свой подсчёт, чтобы в итоге можно было выявить фальсификацию и оценить её масштабы.
Отдельную категорию составили некоторые блогеры, которые взяли политическую рекламу, а потом сказали, что на самом деле против поправок. Что тут сказать, двойные стандарты в действии.
Вопрос "голосовать или не голосовать" окончательно поделил оппозицию на два лагеря, была проведена даже парочка дебатов: Алексея Навального и Максима Каца, Виктории Гарсия-Берналь и Бориса Кагарлицкого. Сейчас сложно судить о том, насколько эффективной могла бы быть каждая из этих стратегий, привлеки она большее количество людей. Однако практика показала, что ни одна из них не повлияла в значительной степени на результат плебисцита.
Если рассуждать о том, какая позиция была логичней, то это по всей видимости бойкот. Во-первых, нет смысла отрицать, что кампания "НЕТ" провалилась. Во-вторых, эпидемиологическая обстановка никуда не девалась. И в-третьих, если вести доказательство от противного, рекламная кампания голосования была направлена на то, чтобы агитировать людей участвовать. Реклама у блогеров, например, содержала общую информацию о голосовании и дату проведения, и они обычно призывали аудиторию выразить свою позицию на голосовании, неважно какую. Допускалось даже такое, что некоторые блогеры в своей рекламе сообщали, что проголосуют против.
В СМИ частенько звучали отсылки к Конституции 1993 года, что она такая непроработанная, за неё голосовало мало людей, ей так необходимы поправки, и в этот раз всем гражданам обязательно нужно выразить свое мнение.
Во многих бюджетных организациях от работников требовалось принять участие в плебисците, при этом не имело значение за что будет отдан голос, отчитываться нужно было только за посещение.
Можно было бы подумать, что это такая многоходовочка: внушить оппозиции, что показатель явки самый важный, поэтому нужно бойкотировать голосование, а на самом деле в этом случае легче фальсифицировать результаты. Но эта стратегия была бы нецелесообразна, потому что такую рекурсию поняли бы неодинаково, а рекламная кампания рассчитана на массы.
И по итогам голосования по поправкам в Конституцию РФ мы ожидаемо услышали торжественные заявления, что явка была больше чем в 93 году. Этот показатель, по-всей видимости, более значим, чем распределение голосов.