149,3K подписчиков

Рассказываю, почему наледь - страшный сон любого водителя на Крайнем Севере

22K прочитали

Мы продолжали свой фееричный маршрут по Арктике и теперь направлялись из Норильска в сторону Якутии.

"И вы вот этой одной машиной идете с Норильска на Хатангу?", - удивился и рассмеялся Саня. Он оказался водителем одного из встреченных нами УРАЛов.

Два УРАЛА в западне
Два УРАЛА в западне

"До Волочанки еще нормально, но дальше вы пойдете несколько сотен километров по гиблой реке", - продолжал он описывать предстоящий участок.

"Самое страшное для вас - наледи. Хету называют здесь гиблой рекой. Увязнете - сами не выберетесь", - закончил он свой короткий рассказ и пожелал нам удачи.

Из Норильска до небольшого поселка Волочанка мы добрались быстро - за сутки, но дальше начиналось самые трудные несколько сотен километров.

На Хете за Волочанкой
На Хете за Волочанкой

Нам предстояло выйти на лёд таймырской реки Хета, которая берет своё начало на плато Путорана и несет свои быстрые воды в море Лаптевых.

Хета не простая река, а очень коварная и местные водители её зовут "гнилой". И такое название было дано неспроста. Несмотря на то, что мы находились на 70 градусе северной широты здесь нас окружала не тундра, а лесотундра и северная таймырская тайга.

А это означало одно - снега на реке будет очень много и наста не будет, а только пухляк. В Хету впадает много мелких речушек, сама река делает множество изгибов и на таких поворотах повсеместные песчаные косы. И под таким снегом обязательно будут большие наледи.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-3

А наледь - это самый коварный и главный враг зимой для водителей на Крайнем Севере.

Что же такое наледь? Слоистый "пирог" из льда, снега и воды, который многократно замерзает и образует в себе пустоты и мешки из воды.

Наледи часто образуются на реках с быстрым течением. Лед на реке ломает, уровень воды в реке изменяется и воду начинает выдавливать на поверхность льда, где она постепенно намерзает слоями.

Наледь на Хете в устье небольшой реки
Наледь на Хете в устье небольшой реки

Особенно опасны устья рек и там наледи могут занимать обширные площади.

Небольшие наледи не опасны, но вот большие участки таят огромную опасность для водителей и машин.

Тяжелые машины с легкостью проламывают такой лед и проваливаются в эту снежно-ледяную кашу сразу оказываясь в снежно-водной ловушке.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-5

Хорошо, если наледь не глубокая и тогда есть шанс выбраться самостоятельно. Но чаще бывает, что наледь имеет глубину до полутора метров и здесь уже без посторонней помощи почти не обойтись.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-6

Я знал, что перед нами в сторону Хатанги шла колонна из трех УРАЛов и мы невероятно тяжело шли по их свежей колее. И тут вдалеке я увидел автомобили в какой-то неестественной позе и сначала принял их за огромные палатки.

Но подъехав ближе увидел, что УРАЛы очень странно провалились под лёд.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-7

Два УРАЛа стояли друг к другу задними бортами, а третий пытался вытащить одного из них с помощью каната.

Стало понятно, что они угодили в глубокую наледь. Аккуратно объехав подозрительное место большим кругом, я пошел к попавшим в западню мужикам.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-8

Мужики поделились, что сами виноваты. Хотели срезать 200 метров и поленились "топтать след" в обход и пошли напрямую к косе.

Сначала в наледь угодил первый УРАЛ. К нему на помощь с другой стороны поспешил товарищ на второй машине, но оказалось, что наледь огромная и троса не хватало. Начал подходить ближе и тоже провалился под лед.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-9

И вот уже они бултыхались в этой западне безрезультатно несколько часов, и шансы на спасение таяли с каждым часом. Вытащить тяжелый груженный УРАЛ из такой ловушки одной машиной просто невозможно. Да и двумя машинами тоже.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-10

А тут ещё как назло стоит всю зиму теплая погода. Сейчас тоже легкий морозце в -10С не добавляла перспектив.

Оставалась единственная надежда на подмогу из четырех КАМАЗов, которые были отсюда в пару дней хода.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-11

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать". Но на дворе уже конец марта и зима в этом году теплая не только на Таймыре, но даже и в Якутии.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-12

Вымораживание - это длительный и сложный процесс, который может занимать от недель до месяцев, а каждый такой случай сугубо индивидуальный и непохожий.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-13

Суть "вымораживания" проста - около машины постепенно выдалбливается лед, но не доходя до воды. Крепкий мороз после того, как верхний лед выдолблен - промораживает новый слой воды. Процедура похожа на организацию "сухого дока" для кораблей. И так до тех пор пока автомобиль не окажется в ледяной яме.

В голосе мужиков уже читалось глубокое отчаяние. Сезон заканчивался и если несколько КАМАЗов не смогут выдернуть эти УРАЛы, то их надо только "вымораживать".-14

Здесь же надежд на вымораживание нет и если не получится вытащить машину несколькими грузовиками, то выход один - бросать и разбирать на запчасти, иначе весной её просто унесет в море.

Пожелав мужикам удачи в борьбе, мы продолжили свой путь дальше ведь нам предстояло еще преодолеть многие сотни километров по снежной целине...

А самые интересные истории из последних путешествия можно найти в моем INSTAGRAM - присоединяйтесь!

#камаз #арктика #север