Найти тему

«Однажды в Америке» или краткая история гангстерского кино

Гангстерское кино как жанр эволюционировало долго. Его путь в мировом кинематографе подобен пути некоторых героев этих фильмов. На рассвете оно было успешно и популярно. Кинотеатры собирали у своих экранов зрителей, которые желали лицезреть «крутых парней со стволами», которые решали вопросы в свойственной жанру манере.

Однако эти зрители взрослели и жанр взрослел вместе с ними. На рассвете гангстерского кино появился один из лучших его представителей – фильм, ставший культовым чуть ли не момент своего выхода. Фильм, получивший признание не только зрителей, но и критиков. Этот фильм – «Крестный отец»

Постер к к/ф "Крестный отец"
Постер к к/ф "Крестный отец"

«Крестный отец» - шедевр Фрэнсиса Форда Копполы – рассказывал о жизни мафии и о молодом идеалисте Майкле из влиятельного мафиозного клана Карлеоне. Он вернулся с войны героем и хотел прожить тихую жизнь законопослушного гражданина. Но призвание нашло его, поневоле он оказался втянутым в войну кланов, и у него не осталось выбора - он шагнул на опасную тропу преступной жизни.остер к к/ф "Крестный отец"

Постер к к/ф "Крестный отец II"
Постер к к/ф "Крестный отец II"

Время шло. Кинематограф менялся. Менялись и герои. А гангстерское кино все также пользовалось спросом. На экраны вышло продолжение «Крестного отца», которое, как и первая часть, не только получило зрительское признание, но и было отмечено оскаровской киноакадемией. Тогда же начинал творить молодой Мартин Скорсезе.

Тогда появился и другой фильм другого гения – Серджио Леоне. Назывался он «Однажды в Америке». Фильм шел более четырех часов (в нем даже есть антракт), однако это не смутило зрителей. Эпическое полотно (именно слово эпос здесь мне кажется наиболее уместным) получило статус культового и навсегда запечатлело причастных к нему в истории кинематографа.

Кадр из к/ф "Одеажды в Америке"
Кадр из к/ф "Одеажды в Америке"

Этот фильм рассказывает о Лапше (прозвище главного героя) – мальчишке с улиц, пробивавшем себе путь в эту жизнь. Он, не оглядываясь шел по жизненному пути, совершая ошибки, упуская возможности, но оставаясь верным себе. Он шел до тех пор, пока не понял, что все в своей жизни он потерял: любовь, друзей, свободу. Он так и остался тем самым мальчишкой, мальчишкой, который не жил, а выживал. И ничего уже нельзя было изменить.

«Однажды в Америке» — это еще один шедевр, шедевр маэстро Серджио. Шедевр представивший нам нового героя, героя, ошибавшегося, и расплатившегося за свои ошибки.

Постер к к/ф "Славные парни"
Постер к к/ф "Славные парни"

Но жанр не стоял началась эра новой личности в кино, личности, навсегда изменившей этот жанр. 90-е – время Мартина Скорсезе. На экраны выходят «Славные парни» и «Казино». Разные фильмы об одном и том же - о больших деньгах и разрушениях, которые они несут на своем пути. Фильмы о том, как деньги меняют людей и о том к какому итогу это приводит. Романтичный образ гангстера эволюционирует, ему на смену приходит образ преступника, который заплатит за свои преступления.

Постер к к/ф "Отступники"
Постер к к/ф "Отступники"

В нулевые Скорсезе продолжает творить: выходят оскароносные «Отступники», в которых мы чуть ли не впервые за историю жанра сопереживаем не преступникам, а полицейским. Фильм, окончательно разрушивший романтичность образа гангстера.

Жанр старел и вот мы подобно героям фильмов обернулись назад. Мы задумались о последствиях их поступков. Жанр умирал. И на смертном одре родилась лебединая песня. Это я об «Ирландце». Четырехчасовой фильм от все того же уже немолодого Скорсезе с постаревшими героями еще тех старых полотен, как символ эпохи еще один раз покорил сердца зрителей. Он стал эпилогом жанра, если не эпитафией.

Постер к к/ф "Ирландец"
Постер к к/ф "Ирландец"

«Ирландец» повествует о человеке, в свое время сделавшем свой выбор. Если героев предшествующих лент встать на тропу войны вынуждали обстоятельства, то Фрэнк Ширан в полной мере ответственен за то, куда завела его судьба. Он стал киллером, потому что это был его выбор. Его беспринципность его подвела. Конечно, до поры он оправдывал себя тем, что он словно на войне идет из пункта «А» в пункт «Б» и на пути ему приходится убивать. Но однажды он убил друга, и муки совести было уже не унять.

Когда фильм заканчивается Фрэнк стар и жалок, от него отвернулись все, и он понимает, что заслужил это. И осознание вины лишь усложняет его существование. Он понимает, что потратил жизнь впустую, что деньги не принесли ему счастья, а единственный его собеседник – местный священник, который приходит, чтобы тот исповедался. «Ирландец» — это фильм о последствиях. Это прощание с жанром, точка над «и», магнум опус маэстро.

Так жанр пришел к своему логическому концу. Конечно, он может воскреснуть в былом величии, обретя вторую молодость или же второе дыхание, но «Ирландец» смотрится жирной точкой, завершением саги, саги о гангстерах, героях, получивших деньги и власть, героях, вершивших многое если не все, героях на смену которых пришли новые.