- Десятый «Б», сегодня у нас будет необычный урок! Ребята, к нам пришел гость из общества слепых. Он расскажет нам о том, как живут люди с ограниченными возможностями и о том, как братья наши меньшие помогают таким людям. Николай Сергеевич пришел к нам не один, но со своим верным псом-поводырем. Встречайте!
С этими словами учитель биологии Кротов распахнул дверь и пригласил в кабинет незрячего гостя.
Кротов или Крот, как его называли ученики, был учителем старой закалки. Он из тех, кому не всё равно. А еще он был убежден, что учитель должен давать своим ученикам не только знания предмета, но нечто большее. Воспитывать в детях любовь и сострадание, честность и трудолюбие.
Посвятив всю жизнь любимому делу, он никогда не думал, что ближе к пенсии станет так сложно работать. Разногласия с администрацией, бесконечные нововведения и реформы, но самое главное - безразличие учеников к предмету. Всё это выбивало из колеи. Но силы еще были. Он искал ключ к сердцу современных учеников. Водил ребят на ипподром, организовывал поездки в зоологический музей и ботанический сад, приглашал в школу интересных людей с докладами.
- Здравствуйте ребята! Ну что, давайте знакомиться! – Улыбаясь, поприветствовал всех Николай Сергеевич.
Он хорошо подготовился к встрече со школьниками. Энергичный и жизнерадостный человек ничем не отличался от других людей. Его выдавала только специальная трость и солнечные очки. В своем рассказе он поведал, что родился незрячим. Учился в специальном интернате. Рассказал и о том, как сегодня устроен его быт, чем он зарабатывает на жизнь. И конечно познакомил ребят со своим попутчиком – собакой по кличке Филип. Таких собак-проводников обучают со щенячьего возраста в специальных школах. Он долго ждал, когда сможет забрать питомца. Для того, чтобы получить собаку ему тоже нужно было пройти курс подготовки и сдать зачет. Эти умные животные знают много команд и запоминают маршруты.
Кротов всё это время внимательно наблюдал за учениками. С каждой минутой его все больше переполняла досада от того, что школьники не слушали докладчика. Вместо этого они, развалившись на партах, копошились в своих телефонах. Кто-то на задней парте сидел в наушниках. Другие что-то жевали и перешептывались. Создавалось впечатление, что они ждут, не дождутся, когда прозвенит звонок. Он думал, неужели никому не интересно? Что у них в телефонах такого, что увлекает гораздо больше реальности?
- Ну что ребята, у кого есть вопросы? – Оглядываясь по сторонам, спросил Кротов.
- Можно сэлфи с вашим Филипом?- Оживилась девушка все это время скучавшая у окна. Она надула губы и сделала заветное фото.
- Выложи в инсту, типа «я и мой новый парень»- Пошутил кто-то с задней парты. В классе раздался хохот.
-Ну, если вопросов больше нет, тогда мы с Филипом отклонимся! Спасибо за внимание! До новых встреч!
При выходе он зацепился чем-то за край стола и оступился. В тишине послышались усмешки старшеклассников. Только учитель быстро среагировал, подхватив незрячего человека под локоть. Провожая его, он благодарил и почему-то сконфуженно извинялся перед гостем.
Когда он вернулся в класс, по нему было заметно, что он взволновал и расстроен чем-то.
- Ребята, что это было? Как вы себя ведете?- Кротов говорил в строгой, не присущей ему манере.
В руках он теребил белый платок, которым протирал запотевшие очки.
Пауза молчания. Все продолжали смотреть в свои телефоны. Наконец кто-то из парней заявил.
- Он всё равно слепой! Ему какая разница? Сам же сказал, что не видит ни черта!
- Он слепой? А по-моему, это вы слепые! – Впервые в жизни Кротов дал волю эмоциям. Он размахнулся и со всей силы бросил свои очки о пол, так, что они разбились вдребезги.
В классе наступила гробовая тишина.
- Это вы слепые! Вы не видите ничего дальше своего телефона! Причем добровольно отказываетесь прозреть! Все, что вам интересно, это картинки, шуточки, игры, мелькающие перед глазами! Это всё!
- Вот вам доказательство вашей слепоты!- Он включил проектор и на экране появились фотографии с различных школьных мероприятий за последние годы. На каждом снимке, они узнавали себя, прикованных к телефону. Учитель вышел из кабинета, а видео продолжалось еще долго.
- Слушайте, что это с Кротом?
- Видимо мы конкретно его достали.
- Главное, чтобы не уволился, а то нам Веру Палну поставят.
Десятиклассники обсуждали произошедшее событие. Кто-то собрал на лист бумаги всё, что осталось от очков учителя. Дверь открылась. Оглядываясь, быстрым шагом в кабинет вошла староста класса Лера. В коридоре она услышала разговор Крота с учителем математики.
- Короче, оказалось, что эта собака – Филип, серьезно болеет. Ему нужно операцию делать в Москве. Крот хотел нам предложить помочь слепому. Типа, скинуться, кто сколько может. Ну, он увидел наше отношение и теперь думает, что мы вообще пропащие люди, только чилить умеем. Короче зашквар полный!
На другой день Кротов пришел на работу как обычно рано. На его рабочем столе лежал конверт с подписью: «Сергей Александрович, прости нас. Филипу от 10 «Б». Сколько можем.»