Найти в Дзене
🎬Emili Hadson

Человек мира - Хаяо Миядзаки

В прессе Хаяо Миядзаки неоднократно называли «японским Диснеем», сравнивая двух великих мультипликаторов между собой.

Хаяо получил образование далекое от мультипликации, он закончил факультет политики и экономики. Однако, во время учебы в университете Миядзаки увлекался детской литературой и даже принимал участие в деятельности одного из литературных клубов.

Рассказывая об источниках своего вдохновения, Миядзаки неоднократно говорил в интервью, что он ощущал на себе не только творческое влияние японских мультипликаторов, но испытывал также восхищение перед работами советских коллег Льва Атаманова («Снежная королева»), а также Юрия Норштейна («Ежик в тумане» и «Сказка сказок»).

Хаяо известен как экспериментатор, бунтарь, человек, умеющий отстаивать свои взгляды и интересы. Его творческий путь начался с должности фазовщика (художник, прорисовывающий стадии движения персонажа) на мультипликационной студии «Toei Animation Company, Limited» . Постепенно его все чаще стали привлекать к участию в формировании сюжета, что позволило ему в дальнейшем стать режиссером многих мультипликационных лент.

Кроме того, именно на этой студии он впервые познакомился с Исао Такахатой, вместе с которым бок-о-бок работал долгие годы. Молодые люди начали вместе создавать анимационные ленты (в частности, «Принц Севера»), однако, их ожидало препятствие со стороны руководства из-за их общественной деятельности: им принадлежала идея создания профсоюза, яростно защищающего права работников.

Всемирно известные ленты Миядзаки появились в мультипликационной студии Studio Ghibli, созданной им совместно с его коллегой и другом Такахатой, при участии еще нескольких партнеров.

Свои мультфильмы Миядзаки адресует не только детям, но и взрослым. Герои его лент борются против насилия, отстаивают мир, защищают природу и планету от разрушения («Небесный замок Лапута» - 1986 г., «Принцесса Мононоке» - 1997 г., «Навсикая из долины ветров» - 1984 г., «Ходячий замок» - 2004 г., «Порко Россо» - 1992 г.).

Кадр из фильма "Принцесса Мононоке"
Кадр из фильма "Принцесса Мононоке"

Миядзаки поднимает вопрос об ужасных последствиях разрушительных действий человека для нашей планеты, он всерьез обеспокоен капитализацией и глобализацией общества. Его волнует вопрос, сможет ли человечество остановиться в промышленной и военной гонке, осталось ли в человеческом сердце место для добра, сохранили ли люди способность сострадать друг другу, любить и мечтать («Шепот сердца» - 1995 г., «Ветер крепчает» - 2013 г., «Рыбка Поньо на утесе ветров» - 2008 г., «Мой сосед Тоторо» - 1988 г., «Ведьмина служба доставки» - 1989 г.).

Кадр из фильма "Шепот сердца"
Кадр из фильма "Шепот сердца"

В анимационной ленте «Унесенные призраками» (2001 г.), помимо основной тематики, остро поднимается вопрос о жажде стяжательства, богатства, которая приводит человека к полнейшему одиночеству.

Кадр из фильма "Унесенные призраками"
Кадр из фильма "Унесенные призраками"

Герои мультфильмов Миядзаки – люди с большим сердцем, добрые, отзывчивые, способные прийти на помощь, люди, не разуверившиеся в силе человеческого духа, готовые отстаивать будущее человечества. Сказочность сюжета оборачивается настоящим, реальным чудом – способностью человека верить, любить, дарить добро окружающим.

Хаяо Миядзаки не только талантливый режиссер, художник, создатель манги, он еще и хороший семьянин. Он более 55 лет живет со своей женой. В браке у них родилось двое сыновей – Горо и Кэйсукэ. Горо пошел по стопам отца, он занялся созданием анимационных лент. Ему принадлежат такие ленты, как «Сказания Земноморья» (2006 г.) и «Со склонов Кокурико» (2011 г.), а также мультипликационный сериал «Рони – дочь разбойника». Младший сын Хаяо занимается резьбой по дереву. Одна из его работ появляется в ленте отца - «Шепот сердца» (1995 г.).

Несмотря на неоднократные попытки прекратить свою деятельность на склоне лет, Хаяо Миядзаки продолжает создавать свои удивительные мультипликационные шедевры. За последнее время появилось еще несколько его работ – в 2013 году вышла лента «Ветер крепчает», в 2020 году планируется выход ленты «Гусеница Боро».

Миядзаки всю свою жизнь делает наброски для своих будущих мультфильмов, создавая пейзажные, портретные, урбанистические зарисовки. Такой прием усиливает достоверность места действия, реалистичность обстановки и внешности героев.

Примечательно, что, несмотря на широкое использования компьютерных технологий, персонажи Миядзаки всегда прорисовываются от руки, даже, если потом и подвергаются какой-либо обработке. Частенько режиссер совсем отказывается от средств технического прогресса, самостоятельно, без посторонней помощи, прорисовывая детали. Возможно, в любовном, заботливом отношении к делу заключается один из секретов непревзойденного мастера мультипликации.

Недаром за свою творческую деятельность Миядзаки получил огромное количество наград, в том числе премию «Оскар» за ленту «Унесенные призраками», почетный внеконкурсный «Оскар» за выдающиеся заслуги в кинематографе, «Золотой лев за вклад в мировой кинематограф» и многие другие.

-5

Хаяо Миядзаки не просто блестящий мастер своего дела, он человек широкой души, неравнодушный к судьбе всего мира, готовый в своих анимационных лентах вести разговор со зрителем о проблемах всего человечества и подлинных человеческих ценностях.

-6

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и читайте другие посты у меня на канале.

Биография Уолта Диснея Здесь.

Сцены, которые в кино вышли совершенно случайно Здесь.