Посвящается Ветеранам Великой Отечественной Войны
Все мы прекрасно осведомлены о тараканьих бегах, но, чтобы проводились публичные бега вшей – это я, думаю, прошло мимо ваших ушей. Тема военная и секретная (шутка).
Прежде, чем перейти к основной теме, следует коснуться самих тараканов и правил проведения тараканьих бегов, как некого аналога.
Некоторые дома и квартиры до сих пор заселены тараканами. Кроме оскорбления наших эстетических чувств, эти насекомые вносят в атмосферу наших жилищ отходы своей жизнедеятельности, а также пыль хитинового покрова. Тараканьи фекалии и хитин, смешиваясь с воздухом, при вдыхании проникают в наш организм. У людей со слабой иммунной системой данная пыль может вызвать неприятные симптомы, подобные простуде, а у некоторых людей могут даже проявиться признаки в виде аллергического шока.
Но не у всех народов к тараканам такое негативное отношение, например, в Китае на специальных фермах специально выращивают тараканов для питания. Правда откармливают их на специальной овощной диете, а потом обжаривают на масле и подают к столу, как некий деликатес.
Для нас тараканы хороши только на тараканьих бегах!
Интересный факт: тараканы являются чемпионами по вращению – 25 оборотов в минуту! Как их заставляют вращаться, мне не удалось выяснить. Возможно, как молодой собаке привязывают к хвосту какой-либо предмет, который она пытается ухватить, и начинает вращаться.
Вшивые бега
Оказывается, в соревновательных бегах могут участвовать не только тараканы, но и более мелкие твари.
Хочу поделиться с читателями одной интересной историей, которую мне рассказал ветеран Великой Отечественной войны – Петр Васильевич Козлов, проживающий в городе Тольятти. Находясь на пенсии этот замечательный человек, ветеран войны, трудился на благо науки, в то время, советской. Он своими руками, поистине золотыми руками и природной смекалкой, помогал воплощать нам в металле модели для научных экспериментов. Порой весьма простые и неожиданные решения приводили кратчайшим путем к нужному результату.
Петр Васильевич в горячем 1942 году служил пехотинцем, защищая осажденный Сталинград. Сталинградская битва была одной из самых кровопролитных и ожесточенных. Бои шли за каждый участок улицы, за каждый дом, за каждый подъезд и этаж. Под действием массированных бомбардировок и обстрелов артиллерии город был полностью разрушен.
Вот только одна из горячих фронтовых официальных сводок того времени.
Немецкая авиация только за первый день штурма произвела более 3 тыс. самолетовылетов. Противнику удалось захватить Тракторный завод и на 2,5-км участке прорваться к Волге. Положение войск 62-й армии крайне осложнилось. Часть сил армии оказалась отрезанной к северу от Тракторного завода. Но героическая борьба продолжалась. Бои шли за каждый квартал, дом, подвал, за каждый метр земли, рождая все новых героев. В ожесточенных и кровопролитных боях защитники Сталинграда отразили бешеный натиск врага, проявив беспримерное мужество, героизм и отвагу.
В этой кромешной мясорубке иногда возникали и передышки. В эти периоды затишья и тишины между бомбежками и стрекотни пулеметов, солдаты отдыхали, отсиживаясь в уцелевших подвалах. В любой момент могла начаться вражеская атака, поэтому бойцы всегда находились, что называется – в боевой форме, в прямом и переносном смыслах. Ни на минуту не расставались со своим оружием и были в одной и той же одежде, и амуниции. Они проживали свою жизнь в подвалах и окопах, месяцами не мылись в бане. «Не до жиру, быть бы живу!» – гласит пословица. Находясь в антисанитарных условиях, у бойцов появилась болезнь, медицина ее ласково называет: педикулез, (в наше время ее иногда диагностируют у детей), а попросту – вши.
Во время затишья между сплошной стрельбой и бомбежками, можно было услышать, как в соседнем подвале немец играл на губной гармонике. Наши солдаты также не теряли духа и развлекали себя как могли. У некоторых наших бойцов тоже были губные гармоники – трофеи, но они предпочитали азартные игры. Вот тогда в сталинградских развалинах кто-то из смышленых придумал вшивые бега! Возможно, это было коллективное изобретение, но об этом в истории Великой Отечественной не написано.
Игровым полем для вшивых бегов служил перевернутый вверх дном солдатский котелок, круглой формы. В центре этой площадки, битым кирпичом, или угольком, коих кругом валялось тысячи, отмечали точку (центр круга), а по краю котелка рисовали окружность. В игре могли принимать участие несколько человек. Каждый игрок расстёгивал гимнастерку, доставал из подмышек одну «спортсменку» и сажал ее в центр обозначенного круга. Одновременно всем игрокам усадить своих спортсменок на маленький пятачок не удавалось, пальцы закрывали мишень, то их выкладывали на свободный участок, так и хотелось сказать – участок фронта – вшивого фронта, а затем подручными средствами сдвигали всех в центр.
После того как вшей собирали в центре по команде судьи насекомых отпускали на свободу и гонка начиналась.
Далее самое интересное. Вши не тараканы, они были инертны к крикам болельщиков, но каждая «спортсменка-вошь» четко знала направление своего движения, которое определяла по запаху своего «тренера», и бежала прямо на него. Доказательством этой теории служили многочисленные научные эксперименты, которые регулярно проводились в суровых военных условиях солдатами нашей прославленной Армии. Самая резвая вша, которая первой пересекала финишную линию периферийного круга, объявлялась чемпионкой данного забега!
«Спортсменки», занявшие все последующие места, как вы думаете, куда их отправляли? Война не позволяла быть щедрыми и гуманными, поэтому серебряные и бронзовые и прочие медали отменялись, весь металл шел на фронт, поэтому проигравшие забег – шли к ногтю.
Победительница вновь возвращалась в центр поля, а остальные бойцы, кто приногтил своих «спортсменок», из кладовых подмышек доставали других участниц, и начинался новый забег. Победителем объявлялся «тренер», чья «спортсменка» выигрывала наибольшее количество гонок. Перед началом соревнований оговаривалось конкретное количество забегов. Вшивые бега проводились на интерес, тренер-победитель всегда вознаграждался дополнительной пайкой сахара, табака или спирта!
Теперь вы спросите у меня: какова судьба победительницы? Ей даровалась жизнь!
Под аплодисменты и общий хохот болельщиков и участников, тренер возвращал ее обратно под гимнастерку, на свое прикормленное место.
Откуда дровишки?
Скорее всего, вшивые бега были изобретены в тюремных застенках еще задолго до начала 2-й мировой.
Вот что пишет Заур Зугумов в своей книге «Бродяга. Побег» [2].
Правда, была и еще одна привилегия, точнее будет сказать, это было нашим единственным увлечением — если не было в камере стир, их заменяла другая, уверяю, не менее азартная игра, но ее мы придумали сами — это были вшивые бега. На нарах чертили круг. Каждый, кто желал участвовать, заранее отлавливал у себя подходящую вошь (а в том, что они есть, не могло быть даже сомнений) и ждал начала состязаний.
Как только делались ставки, которые обычно оплачивались по выходе из изолятора, вшей опускали одновременно в центр круга, и начинались бега. Я даже не могу передать, каким это было захватывающим зрелищем.
Далее автор не возвращается к этой теме и не описывает подробности состязаний, и переключается на охрану тюрьмы.
Молодые менты, которые только что пришли на зону и дежурили вместе со старыми ключниками, поначалу диву давались и никак не могли взять в толк, что же мы делаем, сидя в кругу на нарах, и чем так увлечены, ибо наше поведение было сродни поведению людей, сидящих за игорным столом возле рулетки. Старые менты подолгу держали этих салаг в неведении и в этом, видно, находили свой кайф.
Автор книги уверяет читателя, что вшивые бега придумали они, сидя на нарах в изоляторе. Время, когда сидел Загумов – это послевоенное время (1977 год), которое было указано автором в следующей главе о приближении нового года.
Еще одна история на данную тему, из воспоминаний маршала Р. Я. Малиновского в годы первой мировой войны 1914–1918 гг.
Убивали время как могли. Все истории и небылицы были пересказаны, карты совсем истрепались, но в них продолжали играть. Играли в «двадцать одно» — на сахар, куски которого уже почернели, округлились от частого перехода из рук в руки. Тогда была изобретена игра «вшивые бега», вызывавшая большой интерес и веселье.
В центре чистого листа белой бумаги обводился кружочек, так сказать старт для «рысаков», затем с помощью иголки с ниткой и привязанного к ней карандаша на бумаге, как циркулем, наносился большой ровный круг — это финиш. Каждый участник игры ловил у себя самую бойкую вошь, клал ее одновременно с другими партнерами в центральное маленькое колечко и с волнением ждал, какая вошь раньше всех выползет за внешний круг, она считалась победительницей. Многие насекомые уже имели известность и специально откармливались владельцами собственной кровью, а вообще лучше «бегали» голодные вши, сытые были ленивы и малоподвижны. На каждую вошь ставилась определенная ставка, так что получался настоящий «тотализатор» [3].
Полагаю, что вшивые бега были изобретены еще при правлении царей. В царских казематах были еще те условия для выращивания вшей, но более ранних фактов вшивых гонок я более не встречал.
Очевидно, что эти азартные гонки вшей изобретали неоднократно. Это похоже на «эффект сотой обезьяны».
Педикулез болезнь не избирательная, поэтому страдали не только советские солдаты, но и немцы тоже.
Вот портрет немецкого солдата. По глазам видно, что он тоже болен педикулезом!
Эта болезнь классиками послевоенных лет воспета даже в песнях. Помните песню «Синий платочек». Слова написал поэт М. Максимов, музыку Г. Петербургский.
Двадцать второго июня,
Ровно в четыре часа
...
Последний куплет этой знаменитой песни звучит следующим образом:
Помните Гансы и Фрицы,
Скоро настанет тот час.
Мы вам начешем вшивый затылок,
Будете помнить вы нас.
Финальные строчки звучат своеобразно, уже не по-боевому, а по бытовому. Победители снисходительно опускаются до побежденных и, похоже, постараются помочь вылечить их заразную болезнь и частым гребнем начешут им «вшивый затылок». После механического излечения они, естественно, будут очень долго помнить победителей, приняв позор войны.
После войны в народе гуляло расхожее выражение: «солдаты в окопах кормили вшей». И это стопроцентная правда. Данное высказывание частенько проскакивало в момент какого-либо застолья, обычно во время спора, когда фронтовик высказывал своему оппоненту, который вовремя войны находился в тылу. Высказывание выражалось примерно в такой форме: «пока ты отсиживался в тылу, я в это время кормил вшей на фронте!» и при этом колотил себя в грудь.
Да, тяжелейшие испытания пришлось перенести нашему народу, а фронтовикам вдвойне, втройне. Над окопами свистели смертельные пули, а в окопах подтачивали здоровье вши.
Еще одна небольшая история на данную тему
Эту историю рассказала моя мать, когда я еще учился в школе. Мама рассказала, как после войны она встретила моего отца.
В мае 45-го он вернулся с фронта, живой и практически невредимый, было одно ранение в ногу. Подлечили в госпитале и снова на фронт. Закончил войну в Праге.
По приходу домой, тут же вскоре после встречи, затопили баню, нужно было смыть фронтовую кровь, пыль и грязь. Когда отец снимал гимнастерку, мать ему помогла, после чего она была вывернута наизнанку. Сразу обратила внимание на швы рукавов – они были белесоватого цвета. Это привело ее в некий ужас – все швы были покрыты гнидами.
Молодое поколение, возможно, не знает, что это такое гнида. Гнида – это не ругательство, это яйцо-зародыш вши. Яйца платяной вши прикрепляются прочно к одежде человека, обычно в местах стыка полотна. Другой разновидностью являются головные вши, которые прикрепляют свои яйца к волосам, в основном на затылке. Вот откуда поэт песни черпал вдохновение, когда писал о «вшивом затылке». Гниды имеют небольшой размер 0,3 х 0,8 мм, визуально различаются как маленькие белые пятнышки на темном фоне.
Когда мать увидела этот сплошной белый налет из скопища гнид, она поразилась такому зрелищу. Тут же вся фронтовая одежда солдата была срочно отправлена в бельевой бак с водой, который подлежал немедленному кипячению.
Тараканы хороши на тараканьих бегах, но «оскорбляют» наши чувства, а вши к этому добавляют еще и некоторую мерзость по причине отвращения и брезгливости за их паразитство.
Не вошь ест, а гнида точит!
Отец прошел всю войну, воевал на Белорусском фронте в саперном батальоне. Тем не менее, отличился и имел медаль «За отвагу». К сожалению, он мало рассказывал про войну, но один рассказ я помню. Это было в 43 году при освобождении Белоруссии. Операция «Багратион», когда ему пришлось по горло в болотной тине таскать бревна при строительстве лежневки через Белорусские болота для прохода танков. Некоторые там и утонули в этой трясине. С жизнями солдат не считались – «все для фронта, все для победы».
Источники.
1. Земцов Б., «Украденный горизонт. Правда русской неволи» / URL: https://clck.ru/PqUxe
2. Зугумов З., «Бродяга. Побег», Издательство АСТ, 2013 (гл. 6)
3. Малиновский Р. Я. «Солдаты России», М., Воениздат, 1969 (гл. 6)
Этой статьей, пересказом фронтовика П.В. Козлова я заканчиваю писать о войне.
Далее перейдем к исследованию Библии, опубликую несколько статей. Первая из них о долгожительстве ветхозаветных людей. Как так получилось, что наши пра-пра-отцы проживали почти тысячу лет, а мы не дотягиваем и до сотни?
Читайте все статьи на данном канале: https://zen.yandex.ru/id/5e105c77433ecc00ae3fb37d
Если не сложно, ставьте лайки, комментируйте и подписывайтесь на канал. Впереди еще более интересные исследования.
Всем благ, здоровья и удачи.