Найти в Дзене
Психологиня Коми

Что ни в коем случае нельзя говорить детям?

Воспитание детей – это творческий процесс, который родители чаще всего осуществляют по собственному опыту, причём детскому. Да-да, то, что мы получили в своей родительской семье, мы транслируем дальше, своим детям. Чаще всего бессознательно, то есть даже не улавливаем, что повторяем не только конструктивные модели поведения своих родителей, но и деструктивные. Мы уже рассматривали в предыдущей статье, что самое ВАЖНОЕ должны ДАТЬ родители своим ДЕТЯМ. Сегодня предлагаю, остановиться и повести ревизию своей родительской роли с точки зрения того, что мы говорим своим детям. Ведь словами мы транслируем и своё отношение, и задаём ребёнку программу на будущее. Что следует избегать в своей речи? Формулировок, запрещающих выражение чувств или их обесценивающих. Например, «хватит ныть…», «не дуйся, а то лопнешь», «мужики не плачут», «тебе не больно», «не ври, не страшно», «на обиженных воду возят», «чего нюни распустил?», «не принимай всё так близко к сердцу», «всё не так уж и плохо». Ро
Оглавление

Воспитание детей – это творческий процесс, который родители чаще всего осуществляют по собственному опыту, причём детскому. Да-да, то, что мы получили в своей родительской семье, мы транслируем дальше, своим детям. Чаще всего бессознательно, то есть даже не улавливаем, что повторяем не только конструктивные модели поведения своих родителей, но и деструктивные.

Мы уже рассматривали в предыдущей статье, что самое ВАЖНОЕ должны ДАТЬ родители своим ДЕТЯМ.

Сегодня предлагаю, остановиться и повести ревизию своей родительской роли с точки зрения того, что мы говорим своим детям.

Ведь словами мы транслируем и своё отношение, и задаём ребёнку программу на будущее.

Что следует избегать в своей речи?

Формулировок, запрещающих выражение чувств или их обесценивающих.

Например, «хватит ныть…», «не дуйся, а то лопнешь», «мужики не плачут», «тебе не больно», «не ври, не страшно», «на обиженных воду возят», «чего нюни распустил?», «не принимай всё так близко к сердцу», «всё не так уж и плохо».

Родители чаще всего говорят так, чтобы уменьшить эмоциональные переживания ребёнка, но они только уводят эмоции во внутренний план переживаний, то есть ребёнок учится внешне НЕ чувствовать, а внутренне МОЩНО переживать.

И это имеет как минимум 3 последствия:

1) лишение способности понимать своё эмоциональное состояние;

2) внутренний конфликт между тем, что я с одной стороны чувствую, а с другой стороны значимый взрослый говорит, что здесь это чувствовать нельзя;

3) проблемы со здоровьем, так как эмоции всё равно возникают, и не находя выхода, остаются внутри, накапливаются и начинают сигналить через тела.

Яндекс-картинка.
Яндекс-картинка.

Что разрешено.

Отзеркаливать эмоциональное состояние ребёнка – «Тебе сейчас страшно», «Я понимаю, что больно».

Уточнять состояние ребёнка: «Ты обиделся? Из-за чего?», «Ты сейчас злишься?».

Самому проявлять в допустимой форме чувства, как приятные, так и неприятные. Дети учатся у родителей способам выражения своих эмоций.

Сравнений с другими детьми и с собой.

Сравнивая с собой в детстве или с соседским мальчиком, родители хотят подстегнуть ребёнка к действиям, замотивировать к результату. Но тем самым ещё больше лишают его сил, так как любое сравнение, особенно не в пользу ребёнка, приводит к автоматическому снижению самооценки. А если ребёнок не научится себя ценит, разве он будет уверен в том, что сможет, что у него всё получится? Навряд ли.

Что разрешено.

  • Сравнение только с самим собой.
  • Сравнение всегда в сторону силы, в сторону улучшений.

Например, «Смотри прошлым летом ты катался ещё на трехколесном велосипеде, а этим летом освоил двухколесный», и без разницы, что другие дети в вашем окружении уже с 5 лет гоняют на двухколесном велосипеде.

Негативная оценка личности.

Даже если родитель в шутку говорит «у тебя руки не из того места растут», ребёнок принимает это за чистую монету. И чем больше родитель с негативной стороны охарактеризует личность ребёнка «медлительный», «медведь на ухо наступил», «плакса», «нытик», «неуклюжий» и т.д., тем больше он создает именно такого «неуклюжего», «нытика», «плаксу». Ребёнок поворачивается той стороной, на которую родители обращают внимание.

Яндекс-картинка.
Яндекс-картинка.

Что разрешено.

  • Характеризовать не личность ребёнка, а его поведение, которое всегда можно исправить.
  • Личность характеризуем только с сильной стороны.

С появлением ребёнка в семье, развивается и научается не только ребенок, но родитель учится быть достаточно хорошим родителем!

Легко и полезно о том, что волнует каждого на канале Психологиня Коми