Я думаю, что многие родители задаются вопросом: "Важна ли кружковая деятельность в развитии ребенка?". Ведь в наше время существует огромное количество разнообразных кружков, секций, клубов по интересам. Многие родители, желая добра своему чаду, можно сказать,заставляют его посещать разнообразные кружки, пробовать себя во всех сферах и направлениях деятельности. При всем при том, что стоимость кружков, даже самых невостребованных направлений деятельности, является достаточно высокой. Тем не менее, следуя тенденциям современного общества, веяниям моды, а именно актуальности развивающего обучения, родители из кожи вон лезут, чтобы сделать дополнительное образование неотъемлемой частью жизни ребенка.
Действительно ли, кружки так важны для развития? "Неужели, если мой ребенок не будет посещать хотя бы один кружок, то он вырастет ни на что не способным, отсталым, не сможет жить и существовать в современном мире?"-спросите вы. Для начала, давайте разберемся в том, что же представляет собой кружковая деятельность и как она влияет на развитие ребенка.
Понятие и назначение кружковой деятельности
Кружковая деятельность – это форма организации свободного времени учащихся, ориентированная на удовлетворение их потребностей и всесторонне развитие личности.
Проведение досуга в кружках способствует целесообразной организации свободного времени ребенка. Кружки ориентированы на детей разных возрастных категорий, удовлетворение разных интересов и потребностей, обучение разным навыкам, обеспечение детям принятие участия в различных видах деятельности.
Принятие участие в деятельности кружков, способствует раскрытию индивидуальных свойств личности. Дети удовлетворяют свои духовные и иные потребности, которые невозможно удовлетворить в образовательной деятельности.
Организация кружков является специфическим направлением педагогической деятельности. с одной стороны, кружки обеспечивают веселое, увлекательное, интересное времяпрепровождение ребенку, а с другой стороны, кружки помогают в раскрытии нравственного потенциала личности, активизируют познавательную активность ребенка, раскрывают его природные задатки.
Кружковая деятельность является многовариантной т.е. каждый учащийся может выбрать свой клуб, секцию для занятий различными направлениями деятельности. Именно многовариативность кружковой работы обеспечивает реализацию всестороннего развития ребенка любого возраста, уровня интеллектуального и физического развития.
Кружки могут быть представлены следующими вариантами:
· Клубы по интересам;
· Спортивные секции;
· Танцевальные кружки;
· Художественные кружки;
· Театральное творчество;
· Углубленное исследование каких-то направлений и дисциплин;
· Шахматные клубы.
Целевым назначением деятельности кружков является углубление и расширение кругозора ребенка, удовлетворение их потребностей в различных направлениях деятельности, активизации творческого потенциала, формирование трудовых навыков, создание условий для реализации социально полезной деятельности.
Педагогическая целесообразность и эффективность кружковой деятельности определяется разнообразием кружком, различием их профилей деятельности, ориентированных на удовлетворение потребностей детей в приобщении их к науке, физической культуре, спорту, техническим направлениям деятельности, культуре, искусству, исследовательской работе.
Кружковая деятельность должна быть многовариантной по той причине, что интересы и потребности ребенка неустойчивы и непостоянны. Они могут меняться на разных возрастных этапах развития ребенка, а также в зависимости от индивидуальных способностей и особенностей развития. Дети могут интересоваться рисованием, но потерять к нему интерес в связи, с неспособностью достигать в рисовании высоких успехов, из-за отсутствия художественных способностей. Затем они попробуют свои силы в спорте и, также, потерпят неудачу. После этого ребенок займется пением и найдет себя: это окажется тем направлением деятельности, которое доступно ему, вызывает эмоциональное удовлетворение и является приятным времяпрепровождением.
Таких примеров можно привести множество. Суть же, будет едина: многовариантность кружковой деятельности является необходимым условием личностного развития ребенка. Пробуя себя в различных направлениях деятельности, ребенок развивается в разных направлениях, активизирует свои познавательные возможности, делает выбор профессиональной деятельности, ищет пути своего профессионального роста и развития.
Кружки, как средство развития познавательной деятельности
Кружковая деятельность характеризуется систематичностью, целенаправленностью и предварительным планированием организации. Кружки необходимы для разнонаправленной подготовки ребенка, по тем направлениям, которые не предусмотрены образовательной программой учебного учреждения.
Кружковая деятельность ориентирована на объединение единомышленников, которые могут стремится к углубленному познанию конкретной дисциплины или направления исследования. Это обуславливает их роль в познавательной деятельности ребенка.
Кружковая деятельность активизирует познавательную активность ребенка. В процессе участия в кружковой работе, ребенок учится мыслить, усваивать и перерабатывать информацию, а также социально взаимодействовать с другими участниками кружка.
Познавательная активность кружкой работе подкрепляется тем, что его участники подбираются по идентичным способностям и возможностям, одинаковой подготовкой и одинакового возраста. Это позволяет каждому участнику кружка быть на равных с остальными, что устраняет развитие проблем, связанных с нежеланием быть «хуже» других. Тем самым, происходит активизация познавательной заинтересованности каждого участника кружковой деятельности.
Чтобы кружковая деятельность способствовала развитию познавательной активности ребенка и формировала его интеллектуальные свойства, требуется соблюдение ряда условий ее организации:
1. Добровольность участия в кружке. Нельзя заставлять ребенка делать что-то насильно. Если он не желает быть художником или певцом, то насильное посещение кружков не даст должного результата. Эмоциональный компонент кружковой деятельности является приоритетным в развитии ребенка.
2. Наличие конкретного целевого назначения и плана деятельности кружка.
3. Четкая организационная структура кружка. Работа должна быть реализована по плану, иметь установленные дни и часы проведения занятий, иметь контрольные органы и правила функционирования.
4. Программа деятельности должна отвечать целевому назначению кружка, индивидуальным, возрастным особенностям развития его членов. Работа кружка должна отвечать условиям эффективности, увлекательности и мотивации.
5. Темы занятий должны отвечать потребностям и интересам детей.
6. Время прохождения занятий должно быть удобным для посещения детьми.
7. Количество участников одного кружка должно быть оптимальным для его продуктивной работы и участия каждого ребенка в процессе кружковой деятельности.
8. Занятия не должны быть очень продолжительными: не более часа.
9. Кружковая деятельность исключает обязательное соблюдение правил поведения, меры наказания и домашнее задание.
10. Формы деятельности кружка должны быть разнообразными, новыми, интересными.
Подводя итоги, следует сказать, что посещение кружков нельзя считать обязательным и необходимым. ребенок может увлекаться футболом и играть с мальчиками во дворе или на школьном спортивном поле и ему будет вполне достаточно этого. Художественные интересы тоже могут быть ограничены рисованием дома. Поэтому, думая о том, в какую секцию или кружок отдать вашего ребенка, опирайтесь на то, что его развитие зависит, прежде всего, от него. Если ребенок желает заниматься танцами, то пусть попробует, а если нет, то ради "красивой осанки" и "развития мышц" не стоит заставлять его заниматься нежеланным делом.