Найти тему
Кошелюб

Армия. Глазами участника. Часть 6

Начало этой части воспоминаний здесь.

Прочитать предыдущую часть мемуаров можно в Живом Журнале (LiveJournal.com) на моем канале Koshelub, например, по метке «Мемуары» или «Записки ветерана».

Бригада состояла из батальонов, готовивших сержантов и рядовых по специальностям:

- пульбат – готовил расчеты к станковому пулемету «Максим»;

- ПТРовцев – расчеты противотанковых ружей Дегтярева и Симонова;

- минометчики – готовили расчеты к 82 мм минометам;

- артиллеристов – расчеты к 45 мм противотанковым пушкам;

- автоматчиков – стрелков ППШ и ППС.

Не помню, был ли батальон, готовивший саперов и связистов. Да и не важно.

Я попал сначала в пульбат. Освоил сборку-разборку сложного затвора «Максима», правила наблюдения, наводки и стрельбы. До сих пор помню: вес станка с колесами – 32 кг, тело пулемета (затвор со стволом и кожухом) – 24 кг, щит 10 кг. И коробки с лентами. Расчет 3 человека.

Фото из Яндекс-картинки
Фото из Яндекс-картинки

При выходах на учебное поле, а это 5-6 км, приходилось таскать на горбу, кроме шинели в скатку, противогаза, вещмешка, малой саперной лопаты, еще и станок или тело пулемета. Так еще во время марша по команде: «Конница слева», или «Танки справа», или «Пехота спереди» разбегаться с булыжной дороги со всей этой амуницией и окапываться саперными лопатками, готовя место для пулемета и щель для себя. Были и стрельбы.

Потом, вспомнив, что я все-таки артиллерист, я пошел к командованию, и меня перевели в артдивизион по подготовке орудийных расчетов к 45 мм пушке. После 122 и 152 мм пушек она казалась игрушечной. Примитивный прицел, малюсенький зарядик с гильзой. На учебное поле выкатывали эти пушечки вручную на расстояние 5-6 километров.

Фото из Яндекс-картинки
Фото из Яндекс-картинки

Но хрен редьки не слаще: что пулемет, что 45 мм пушка – это основные цели для противника. Их уничтожают в первую очередь вместе с обслугой. Но об этом не думалось.

Готовили в учебной бригаде 3 месяца – и на фронт. Так бы я попал в артиллерию, то ли наводчиком, то ли командиром орудия 45 мм пушки «Страх врагу, смерть расчету». В 1944 году эта пушка уже не пробивала броню новых 1943 года немецких танков «Пантера» и «Тигр» и самоходных орудий «Фердинанд». И поэтому на поле боя эти пушки использовались для подавления прямой наводкой пулеметных гнезд противника или пехоты.

Но фортуна почему-то оберегала меня от фронта. Сам я не стремился избежать фронта, считал что буду цел и здоров, как считали все мои сверстники в то время, не побывавшие на передовой. Молодость оптимистична!

Как всегда, я был на голову по образованию и интеллекту выше своих товарищей. Был, как говорят, отличником боевой и политической подготовки. Поэтому начальники, зная это, без ущерба для боевой подготовки, использовали меня на всяких работах: в штабе, в складах, при оформлении Ленинских комнат, выпуске боевых листков и т.д.

Итак, однажды меня направили зимой в мороз на продовольственный склад перегружать с автомашин продукты, в т.ч. масло (или комбижир) в небольших картонных коробках, кажется из США по ленд-лизу, мешки с ржаными сухарями, консервы и еще что-то. Понятно, что я налег на масло, сам съел, сколько смог, набил карманы шинели для сослуживцев и отбыл в казарму спать.

Оригинал статьи находится здесь

Продолжение здесь

Спасибо, что дочитали. Если Вам интересна эта тема, подпишитесь на канал, чтобы не пропустить продолжение.