Найти тему

ОТ ЛИЦА К ЛИЦУ: иконография кукол XIX века

Оглавление

Марина Политова

Искусствовед, автор проекта «Путешествие в мир кукол», exdolls@yandex.ru

Пересказав, что сказано природой,
Он создает правдивый твой портрет,
Которому бесчисленные годы
Восторженно дивиться будет свет.
Уильям Шекспир. Сонет 84
Перевод С. Маршака

Искусство позволяет сохранить память — о человеке, событии, времени,
красоте и даже эмоции. О женской красоте прошлых столетий воспето
немало, и о тенденциях в ее изменении сказано не меньше — полотна
художников, скульптура, литература, кинематограф. Но, пожалуй, самым
явным свидетельством тому, каков был идеал красоты XIX века, является кукла — образ и подобие человека. Она сохранила в себе черты молодых красавиц и запечатлела эмоции детей, она до сих пор манит нас очарованием своего таинственного взора.

------------------------------------------------------------------------------------

Куклы младенцы
Наверное, появление кукол младенцев было самым закономерным развитием кукольной индустрии и ее ассортимента. Хотя к пониманию того, что девочка должна готовиться к материнству через игру, пришли ближе к началу ХХ века, куклы младенцы сумели быстро завоевать аудиторию детских сердец и имели свой путь развития. Куклы дети имели еще большую галерею лиц, чем куклы дамы и девочки. Хотя у многих из них были характерные черты, присущие и всем материалам в изготовлении кукол, — они были жизнерадостны.

--------------------------------------------------------------------------------------

-2

Антикварные куклы сегодня являются популярным предметом коллекционирования во многих странах, что ведет к изучению не только «жизни» куклы в ее эпоху, но и проникновению в более глубинные пласты истории ее создания. Коллекционеры и реставраторы кукол
становятся основными «научными сотрудниками» и «историками» в данном деле. Многое известно о технологии производства кукольных голов и тел, об основных местах производства кукол, о самих производителях. Но зачастую загадкой остается тот самый портрет
из сонета Шекспира, портрет, на который, и вправду, удивляется мир — лицо куклы.

Одна сморит томно, отведя в сторону глаза и с улыбкой Моны Лизы манит своей загадочностью; другая пристально всматривается, как будто с недоверием взирает на современность и немного усмехается уголками губ; а вон та кокетливо флиртует глазками; а еще малыши, которые жизнерадостно улыбаются, задорно смеются и даже горько плачут… Похоже на прогулку по музею старинных кукол? Но эта прогулка не только созерцание очарования красоты, это мир загадочной истории кукольных ликов, взирающих на нас сквозь века. Автор данной статьи не претендует на открытие тайны или установления истинных причин создания того или иного кукольного образа, а лишь приглашает совершить вместе небольшое путешествие в XIX столетие и встретиться с куклами лицом к лицу.

«Кто объяснит, что значит красота…»
Действительно, идеал у каждого свой. Но тем не менее, рассматривая портреты одного периода или фотографии одной эпохи, можно заметить тенденцию не только в одежде и образе, но даже в чертах лиц. Иконография кукол также имеет место быть, и, надо сказать, эта наука для почитателей данного вида искусства не менее занятна, чем для специалистов, работающих с человеческими лицами. Но для того чтобы проследить тенденции в производстве кукол, необходимо помнить, что
немаловажным фактором был материал, из которого изготавливалась кукольная голова, — он мог «диктовать» те или иные особенности в создании черт куклы, за счет определенных возможностей технологии работы с ним.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Куклы дети
Куклы данного типа имели иную одежду, а также и иное выражение лиц, чем у кукол-дам. Преимущественно подобные куклы были девочками. Более пухлые щечки и восторженный взгляд. Конечно, если данному типу кукол примерить наряд дамы, то, может быть, она и будет в нем органично выглядеть, но все же в своих более простых платьях данные малышки демонстрируют более верный подход к градации кукольного «возраста».

-----------------------------------------------------------------------------------------------
Самым популярным материалом XIX столетия был фарфор, хрупкость которого добавляла очарования и утонченности кукольному образу. Данный период в кукольном производстве даже принято называть «золотым веком кукол». У этого термина есть две стороны толкования — первая относится к тому, что фарфор когда-то именовали «белым золотом», правда, в XIX веке значимость фарфора была уже не столь велика в мире, как в предыдущем столетии, но все же отголосок его репутации как самого благородного и вожделенного материала
сказался и в кукольном производстве. Вторая причина та, что именно в данный период кукла взошла на небывалый пьедестал в иерархии
декоративно-прикладного искусства, и в этот период было создано, пожалуй, все самое великолепное в данной отрасли, поэтому эпитет
«золотой» можно трактовать и как «лучший, недостижимый». Правда, стоит предположить, что сравнение с золотом возникало еще и по причине высокой стоимости кукол, что делало их действительно драгоценными.

Но не менее популярны в разные периоды XIX века были такие материалы, как воск, папье-маше, дерево, металл, композит. Конечно же восковые куклы и куклы из фарфора, даже созданные в один период, имеют значительные отличия в выражении лиц, что обусловлено возможностями материала. Например, для восковых кукол более характерны круглые лица, а для фарфоровых — более удлиненные.
Глаза восковых кукол имеют более глубокую посадку, что обусловлено технологией изготовления, а также более статичное выражение
лиц, в то время как фарфоровые куклы, несмотря на кажущуюся холодность своего материала, имеют более живое выражение, даже в
самой невыразительной на первый взгляд кукле запечатлена эмоция. Подобные сравнения можно провести между всеми материалами и
найти отличия, основанные именно на технологических особенностях работы.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Характерные куклы
Данное направление в кукольной индустрии стало особым, за счет еще одной ступени в приближении куклы к своему идеалу — человеку. Куклы обрели эмоции — различные выражения лиц позволили еще больше проявиться характеру куклы, отсюда и название категории. Характерные куклы встречаются среди всех «возрастов» кукол, но активнее всего данное направление представлено в куклах-младенцах. Задорно смеющиеся, с румяными щечками и ямочками на них, задумчиво грустные с нахмуренными бровками, собирающиеся расплакаться или уже плачущие младенцы — любая эмоция стала подвластна для запечатления на кукольном лице.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
С развитием все новых технологий изготовления куклы приобретали такие «возможности» своего лица, как открытый рот с зубками, спящие глаза, флиртующие глаза, которые при смене положения начинали двигаться из стороны в сторону… Все эти элементы неминуемо придавали кукольному лицу иное выражение и рождали новые идеалы. Рассмотрим элементы кукольного лица, которые имели эффект в изменении черт лица куклы:
1. Парик: у большинства кукол из мохера или человеческих волос.
2. Брови: расписанные или из мохера.
3. Глаза: спящие (имеют возможность открываться и закрываться при изменении положения куклы) и стационарные (неподвижные), а также флиртующие.
4. Рот: открытый, мог быть дополнен зубками (как правило, верхним рядом четного количества зубов, реже двумя рядами) и языком (чаще у кукол-младенцев); закрытый рот с сомкнутыми губками.
5. Уши: у многих модниц известных французских и немецких производителей мочки ушей были проколоты и предполагали использование сережек.

Разные комбинации данных элементов помогают проследить изменения
в куклах. Но кроме понятия о красоте, форме лица и его черт еще существовало разнообразие в функциях куклы, что также имело немаловажное значение в изменении ее лица. Например, кукла в образе знатной и богатой дамы в роскошном наряде имела выражение лица под стать своему великосветскому статусу, она, как и дама высшего света, умела «носить» подобающее своей значимости лицо. А если взглянуть на фото начала ХХ века, на котором запечатлен ребенок из знатного рода? Да, мы увидим роскошный наряд, украшенный тончайшим кружевом, плетеную коляску невероятной красоты… Но в выражении лица ребенка мы увидим умиляющую непосредственность, открытый миру
и любопытный взор — именно это будет запечатлено и в куклах-младенцах!

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В последней четверти XIX столетия стали производить кукол крупных размеров, поэтому натуралистичность их лиц стала еще очевиднее — крупные черты лица, более выразительные глаза. Кроме того, у каждого производителя была и особенная, узнаваемая черта в лице куклы, по которой можно «прочитать» ее принадлежность — у одного производителя это огромные глаза, у другого это особая роспись бровей или губ и т.д.

-----------------------------------------------------------------------------------------------
Между этими кардинальными различиями был еще один тип куклы — ребенок, как правило, девочка. Она была призвана стать подружкой своей юной хозяйке, с которой та могла вести беседы, устраивать чаепития и читать книжки. Поэтому у данного типа кукол сложился образ милой девочки, готовой стать такой, какой видит ее маленькая хозяйка, — большинство кукол данного типа имеют, пожалуй, во многом унифицированный образ, который позволял девочке моделировать свою игру больше, чем с любыми другими куклами. Получается, что на протяжении XIX столетия кукла прошла путь от роскошной дамы, призванной демонстрировать великолепие наряда и свою красоту, до куклы-младенца, который готовил девочку к будущему материнству. Возникает вопрос: а почему было нужно разнообразие и зачем кукле было необходимо меняться? Красивый утонченный профиль, глубина взора, прелестные локоны — чем не идеал! Но кукла почему-то меняла свое лицо. Дело в том, что кукла, по признанию исследователей, во все времена являлась образом и подобием человека. Производители кукол старались воплотить в своей продукции общепринятый идеал красоты, а также разнообразить куклу по ее функциональным задачам.

Где же мальчики?
Дело в том, что кукол мальчиков существовало крайне мало. По сути, только у производителей характерных кукол, да и то в процентном соотношении их было намного меньше. Но выходили из этой ситуации очень просто — канон красоты кукольного лица позволял использовать заготовку для создания как образа женского, так и мужского, то есть кукла мальчик — это та же кукла девочка, только одетая в мужской наряд.

-6

"Кукольный Мастер" № 59/2018 г.

Все выпуски печатной версии журнала можно приобрести здесь:

www.instagram.com/akademiyatvorchestva

akademiyatvorchestva.ru