Уроженец Харькова Сергей Братков (р. 1960) – классик фотографии, педагог и просто интересная, яркая личность. Ещё в 80-х годах он создал себе имя как член Харьковской школы. В 2000-х своими провокационными и злободневными снимками покорил московский, а вслед за ним и мировой олимп. С начала 2010-х взращивает молодую поросль в Школе Родченко. Мы собрали наиболее показательные цитаты Сергея о творчестве и искусстве, но кажется, как это бывает с большими художниками, всё равно получилось о жизни.
О вдохновении:
Конечно, делаешь работы все время о самом себе, поэтому мне интересны простые люди, которые меня всю жизнь окружали, когда я грузил шампанское на заводе и крыши крыл рубероидом
О спекуляции социальными темами:
Приезжает в Москву девушка из Бельгии. Занимается фотографией. Талантливая. Со всей своей бельгийской крестьянской скрупулезностью сделала фотокнигу о польской деревне, где прожила полгода, снимая жителей. Получились очень естественные красивые бытовые изображения. Вторая книга — о Сибири. Я спрашиваю: «Почему ты у себя дома не работаешь?» «Мне там неинтересно», — отвечает. «Как неинтересно? У тебя страна, разрываемая между Францией и Голландией. Это же очень любопытно, почему фламандская интеллигенция, приезжая в Брюссель и прекрасно зная французский, делает вид, что первый раз слышит его». Но не ей. Думаю, что самое важное сейчас происходит в сфере межнациональных отношений. Это должно быть близко современному художнику, потому что по своей природе он является иностранцем везде, включая свою Родину.
О воображении:
Вот я посмотрел фильм фон Триера «Антихрист». С одной стороны, остался под впечатлением. Но под впечатлением от сюжета. А что касается визуального... те фрагменты изображения, которые напоминали фотоработы Спенсера Туника, я совсем не принял. Посмотрел и сказал: «Ну, банально. Фон Триер испортился». Пошлость появилась. А другой тип воображения, как в «Звездных войнах», я до сих пор вспоминаю. Воображение, наверное, нужно, но иное. Думаю, вопрос лежит в области традиционной рецептуры: в количественном и качественном содержании возвышенного и низменного. Как посмотреть — «Диснейленд» и помойка могут быть одним и тем же. Когда у меня самого возникают видения, я пугаюсь.
О выставочном каноне:
Считается, что цель всякой выставки — образовывать, развлекать и создавать некий объект для селфи. Выставка удачная, если после нее селфи распространяются по всему интернету.
О провокации:
Каждый раз говорю, что провокация важна — это инструмент, с помощью которого можно добраться до сердца человека, его нейросистемы. Люди обросли толстым защитным слоем неприятия и апатии, и этот инструмент по-прежнему работает. Во всяком случае, мне так кажется. Конечно, в этом присутствует врачебная аксиома: не навредить, не затрагивать какие-то вещи, связанные с гендерной или национальной принадлежностью.
О поиске содержательности:
К примеру, сесть в поезд. Недавно разговорился с попутчиком, по его произношению понимаю, что он с Украины. Спрашивает: «Вы откуда?». «Из Москвы». — «У вас Путин молодец, а у нас такие безобразия...» Я говорю: «Вы счастливые люди. У вас есть утопия. Евроутопия. Вам-то жить с этим проще». — «Что вы! Евросоюз через Юльку потребовал, чтобы с рынка всех частников с их гусями и курами убрали». Получился содержательный разговор, после которого в голове остался образ усатого грустного Му-Му с гусем в лодке.
О публичности и интерпритации искусства:
Я не публичный человек, и даже если что-то публикую в соцсетях, то это редко и исключительно какие-то впечатления от увиденного или прочитанного. Полагаю, что работы художника сами по себе должны говорить больше, чем долгий комментарий о них автора. Считаю насилием, когда кто-то навязывает интерпретацию своего искусства другим.
О подписках в социальных сетях:
Есть в соцсетях авторы, которые мне нравятся, которых периодически просматриваю, например, Дудь и Невзоров. Они из разных поколений, но оба классно могут шутить, у них острый язык и художественное воображение, и я разделяю их гражданские позиции. Приятно на общем сером фоне видеть профессионалов и осознавать, что не перевелись нормальные талантливые люди. Мне кажется, что они мои социальные терапевты.
О персонажах:
Я бы сказал так: в советское время мы имели дело с персонажами. Вот партработник, вот инженер, вот художник Кабаков, который сам первым понял эту персонажность. Потом в перестройку и в девяностые люди позволили себе быть героями. А сейчас это время закончилось — мы видим повсюду клерков, которые одинаково одеваются, одинаковую музыку слушают... Опять время персонажей. Причем эти персонажи уже ближе к компьютеру, их надо изображать в новых технологиях.
О молодых художниках:
Сегодня на вопрос «Зачем ты это делаешь?» молодые художники в большинстве случаев пожмут плечами. Сейчас найти свой путь, свою идентичность художническую стало гораздо сложнее. Но в нем виден вектор изменения баланса между смысловым и визуальным в сторону последнего. Молодых художников волнуют больше вопросы формы, а если говорить о эстетическом предпочтениях, скорее, минимализм или постминимализм. Но пока новое поколение еще не сформировалось, не обрело свое лицо, чтобы его можно было бы характеризовать как явление.
Если вам понравилась эта статья — поставьте лайк. Это поможет развитию нашего канала, а также новые статьи из нашего канала будут чаще показываться в вашей ленте. Также будем рады, если вы подпишетесь на наш канал.
Текст: Елена Шевченко
telegram @moskvagalereinaya
instagram @mgdaily__