Найти тему
Вита Черёмухина

Что не так с poor baby Rumple?

При просмотра сериала "Однажды в сказке" моим вниманием почти полностью овладел Румпельштильцхен/мистер Голд, один из центральных персонажей разворачивающейся на экране истории. И познав все прелести зрительской вовлечённости в сериал "в процессе съёмок", я одно время переживала за отношения Румпельштильцхена и Белль чуть ли не больше, чем за свои собственные. Они удивительно друг другу не подходили, но одновременно с этим стали для меня олицетворением той самой любви, которая может разрушить все преграды. Однако со временем моё отношение к паре поменялось. И виноват в этом не только сам сериал, где после третьего-четвёртого сезона слили всё, что только можно слить, но и настроения в фандоме.

История Румпельштильцхена и Белль не типична, а архетипична, и поэтому мало кого может оставить равнодушным.
История Румпельштильцхена и Белль не типична, а архетипична, и поэтому мало кого может оставить равнодушным.

Я не долго наслаждалась просмотром в одиночку и в поисках единомышленников и собеседников обратилась к соцсетям и сайтам с фан-творчеством. Где и столкнулась с трактовкой образа Румпельштильцхена, вкратце выражавшейся в трёх словах: "Poor baby Rumple"- "Бедный малыш Румпель". Эту фразу часто можно увидеть в англоязычном пространстве под стилами/гифками из "Однажды в сказке", и она стала уже каким-то стереотипом. Даже популярная серия рисунков с карманным Румпелем существует. И множество талантливых артов, на которых Белль утирает Румпелю слёзки, кормит его с ложечки, всячески опекает и защищает от всяких ведьм нехороших. В фанфикшене по этой паре эта тенденция тоже нашла своё отражение.

Есть немало фанфиков, которые сводятся к тому, как Белль жалеет poor baby... И "руками разводит" ту его беду, которая бедному Румпелю казалась страшной и непобедимой. Ну ладно, если эта защита от врагов или ночных кошмаров (с таким бэкграундом, который есть у сериального Румпелштильцхена, было бы странно, если бы они его совсем не посещали), но иногда в фанфикшене проблемы, из-за которых на лице poor baby появляется жалостливое выражение, сводятся к нескольким лишним килограммам, осевшим на талии, порезанному пальчику, который он бедненький без Белль не может забинтовать, подгоревшему обеду - ведь сам Румпель по мнению многих фикрайтеров готовить не умеет... И тут меня сквикает, потому что меня и в жизни дико раздражают взрослые мужчины за тридцать, а то и под пятьдесят, которые так откровенно проявляют бытовую беспомощность и инфантилизм, при этом вставая в позу "маленький обиженный мальчик". 

Я долго не могла понять, почему этот странный стереотип прилип к Румпельштильцхену, который всегда воспринимался мной иначе. В дотёмной ипостаси, как человек, несмотря на увечье, в одиночку поднявший сына, что в средневековых реалиях Зачарованного Леса, где не существует ни пособий по инвалидности, ни доставки пиццы, явно было не просто. В его Тёмном обличье присутствовала толика безумия и много волшебства, но всё же, несмотря на магию, в нём были черты характерные для так называемых self-made-man. Может быть, силы Тёмного Румпельштильцхен и заполучил вместе с кинжалом (хотя чтобы добыть его от него потребовались и предприимчивость, и отвага), но ни манеры, ни образованность, ни способности стратега к артефакту не прилагались. Все эти качества Румпельштильцхен развил в себе сам, когда у него появилась такая возможность. Голд в Сторибруке в какой-то степени сохранил эти черты. И глядя на вальяжного мистера Голда трудно заподозрить, что он боится крови, расстраивается из-за разбитой коленки или не может себя обслужить. Всё-таки двадцать восемь лет он провёл в Сторибруке без всякой магии и как-то не пропал. И хотя фандом, что в обсуждениях поворотов сюжета и отношений между персонажами, что в фан-творчестве, постоянно натягивает на Румпельштильцхена роль "принцессы в беде", которую спасает "отважный рыцарь" Белль, в самом сериале ситуация как раз обратная: это Румпельштильцхен постоянно спасает свою возлюбленную то от злых ведьм, то от Регины, от её собственного отца, от агрессивно настроенного пирата, от похотливого посетителя бара...

Только с Белль всемогущий маг Румпельштильцхен не боялся быть слабым
Только с Белль всемогущий маг Румпельштильцхен не боялся быть слабым

Но по размышлении, я всё же поняла, почему в сознании зрителей возник этот "poor baby". Изначально создатели Румпельштильцхена (я намеренно говорю во множественном числе, так как руку тут приложила и команда сценаристов сериала, и актёр, сыгравший эту роль) трактовали его как человека глубоко чувствующего, но сдержанного. Румпель-крестьянин прятал свои эмоции за смирением, чувства Тёмного, выходящие наружу разве что во время приступов гнева, скрывались за шутовской манерой общения, и мало кто мог разобрать, что таится за вежливыми и непроницаемыми улыбками мистера Голда. 

Белль, пожалуй, единственная с кем Румпель мог поделиться своей болью, слезами, накатывающим на него чувством собственной беспомощности и никчёмности. Не оттого, что Белль могла по какому-то волшебству решить его проблемы, а потому что в ней одной он видел искреннее сочувствие и интерес. И в этом сильном, много пережившем и много претерпевшем человеке действительно жил "poor baby Rumple", одинокий недолюбленный ребёнок. Однако в самом сериале, в "каноне", как принято говорить в фандоме, Румпельштильцхен не так часто позволял этому ребёнку выходить наружу даже с Белль. И причины по которым он плакал, уткнувшись носом в шею возлюбленной были далеки от разбитой коленки или просто неудачно сложившегося дня. Его маска впервые треснула, когда он увидел, что уже оплаканная им девушка чудом выжила, вторым поводом было то, что Румпель переживал смерть сына (пусть известие и оказалось ложным), в третий раз он позволил себе слабину после того, как Бейлфайр умер у него на руках, а сам Румпельштильцхен год провёл запертый в клетке у психопатки. Этих сцен немного, но они врезаются в память.

Слабость сильного человека шокировала именно контрастом, заставляла зрителя пережить яркую эмоцию. И именно это и оказало такое влияние на фандом. Часть зрителей, хотели переживать эту эмоцию снова и снова, пересматривали соответствующие моменты, зарисовывали их, обсуждали... А когда они оказывались засмотрены до дыр, то фикрайтеры и художники решились и сами создавать ситуации, в которых Белль придётся утешать Румпеля. И в какой-то момент количество фанфиков и артов на эту тему перевалило за некоторую критическую отметку, после который созданный (или дополненный) поклонниками сериала образ стал влиять на восприятие персонажей. И если строчка "сильная женщина плачет у окна" трогает даже вне контекста, то постулат "истеричка плачет постоянно" уже вряд ли способен вызвать у кого-то искреннее сочувствие. И это одна из причин, почему моё отношение к паре стало куда более прохладным ещё до того, как создатели сериала испортили всё самостоятельно.