Найти тему
Юристы на драйве

Дело Калашникова: ВС РФ приказал нижестоящим судам обосновывать размер компенсации морального вреда

Российские суды не присуждают значительных сумм по требованиям о компенсации морального вреда. И дело не в «традициях», а в отсутствии механизма «монетизации» нравственных и физических страданий, как моральный вред определен законом. Проблема эта неновая, но и в ее решении, кажется, стали намечаться небольшие подвижки.

В конце июня ВС РФ рассмотрел жалобу водителя «Газели» из Саранска и пришел к выводу, что практику снижения компенсации морального вреда до минимума пора менять.

Гражданин С,В, Калашников устроился на работу в 2010 году в ООО «Селена», которое изначально обещало официальное трудоустройство, «белую» зарплату, отчисление всех положенных взносов и соблюдение ТК РФ. В начале 2014 года работодатель передумал и пенсионные отчисления за работника делать перестал, «забыв» его об этом предупредить. А в конце ноября 2018 года, когда работник пожелал уволиться и потребовал выдать ему документы, связанные с работой, тайное стало явным.

В итоге получать компенсацию за неиспользованный отпуск и трудовую книжку пришлось через суд, который также обязал работодателя произвести за бывшего работника все положенные отчисления в Пенсионный фонд.

Как все мы понимаем, такая ситуация не способствовала новому трудоустройству гражданина Калашникова, на иждивении которого находится сын-школьник. Ко всем прочим неприятностям еще стоит добавить, что истец в период судебного разбирательства еще и на 2 недели попал в больницу.

За все свои терзания работник попросил суд взыскать с недобросовестного работодателя 100 000 рублей, однако суд, «исходя из фактических обстоятельств дела, а также учитывая требования разумности и справедливости», снизил эту сумму в 20 (!) раз и предложил работнику удовольствоваться 5 000 рублей. Не смирившись с такой несправедливостью, истец дошел до Верховного Суда.

Высшая судебная инстанция рассудила, что в доводах бывшего работника, жестоко пострадавшего от действий своего работодателя, есть на что обратить внимание. Суды первой и апелляционной инстанции отнеслись к заявленному требованию о компенсации морального вреда формально, не дали оценку доводам заявителя и ничем конкретным не обосновали свои выводы.

Дело возвращено для повторного рассмотрения в суд первой инстанции с соответствующими указаниями ВС РФ по исследованию фактических обстоятельств и даче им оценки.

Мы надеемся, что за гражданином Калашниковым последуют и другие заявители, которые сочтут минимальные компенсации «исходя из разумности и справедливости» издёвками над собой и над законом. Если таких дел будет больше, суды будут вынуждены вырабатывать конкретные критерии для определения сумм компенсаций. Конечно, это длительный процесс «борьбы за право», но существенные суммы компенсаций могут стать серьезным тормозом для потенциальных нарушителей наших прав.

Если вам было интересно, поставьте нам лайк, поделитесь им с друзьями и подпишитесь на наш канал «Юристы на драйве».