Многие коллеги, да и родители детей согласятся со мной, что возникает множество противоречивых ситуаций из года в год касательно метода оценивания учащихся и спроса, согласно учебной программе, во время рядового образовательного процесса и показательно-проектной деятельности в формате научно-практических конференций, фестивалей и конкурсов.
Рассмотрим стандартную ситуацию. Учитель даёт подготовить ряду учащихся реферат или исследовательский доклад по теме, связанной с темой урока, и выделяет на это n времени. В день X дети выступают с докладами и тут сразу вычленяется коллектив молодых людей, которые оперируют в работе научными терминами и математическими выражениями, мягко говоря из разряда дипломных работ, докторских диссертаций и профессиональной сферы научных работников и специалистов.
Учитель знает уровень знаний учеников и уверен, что даже отличники не смогут понять смысл таких умозаключений, что представлены в докладах. Далее идут наводящие вопросы и получение детьми соответствующей отметки, не соответствующей ожиданию детей. Оценка работы детей справедлива, если дети «поплыли», а они плывут в 99% подобных случаях.
Теперь другая ситуация. Данный учитель должен подготовить учащихся к научно-практической конференции и продемонстрировать проектную деятельность учащихся. Что входит в проект на сегодняшний день: обязательное прописывание финансовых затрат, экономической обоснованности разработки проекта, этапов внедрения проекта в коммерческое русло (бизнес-план), новизны проекта и практической значимости. Эти требования накладывают соответствующие требования на формат доклада.
В данной ситуации, конечно, правильно учителю выступить в роли тьютора, наставника, который лишь наведёт детей на правильные действия в ходе работы над проектом, но к сожалению, в подобных мероприятиях вступают другие факторы:
— честь учебного заведения;
— оценка качества работы учителя;
— стандартный перечень оценивания согласно тематике бизнес-проектов;
— страх учителя.
В основном, начиная с городских конференций и фестивалей, начинается соревнование не детей, а образовательных учреждений. Проект создают не только дети, но и многие взрослые – это и оформление дизайна проекта и подготовка речи, и разработка презентации и даже бывают театральные постановки. Если бы это было соревнование учреждений в области ведения проектной деятельности, то всё смотрелось бы естественно и гармонично.
То, как выступит ученик и какое место он займёт, напрямую влияет на отношение администрации к учителю или учителям, курирующих проект. И эта степень влияния возрастает с возрастанием статуса мероприятия.
Проект оценивается, как показала практика, не как школьный проект. Не как проект, в который ребёнок внёс для себя некий смысл и который интересен, в первую очередь, степенью осмысления им глубины проблемы и пути её решения. И не важно, что эти пути будут банальны и давно известны, а многие непрактичны, главное, что до этого додумался ребёнок – молодой человек с малым жизненным опытом во всех аспектах.
В реалиях проект оценивается, как бизнес-проект, где главные критерии — практическая значимость, рентабельность, экономическая обоснованность, проектирование бизнес-плана. Иногда и нет проекта, т.е. нет того физического результата, который дали изучение проблемы и её решения. Есть некий теоретический материал с элементами пересказа теории из книг, без осмысления написанного, и даже есть некий анализ проекта. Проект получается, зачастую, эфемерным и иллюзорным. Но, чтобы выводить теории, нужно обладать высокими научными знаниями, большими опытом работы с теоретическим материалом и навыками построения научной базы под теорию. Такими компетенциями обладали: Максвелл, Гейзенберг, Линней, Ландау, Эйнштейн, Кеплер и многие другие. Вряд ли дети способны достичь в таком возрасте подобных высот, чтобы судить о судьбе своего проекта в бизнесе или его значение в науке.
Если все вычисления и анализ таких проектов принять на веру, то тогда детям впору выдавать дипломы, как минимум, со званием бакалавра экономических или теоретических наук соответствующей дисциплины в качестве поощрения за призовое место в конференции.
Учительские страхи — последний фактор и очень противоречивый. Раньше, в начале карьеры, он одолевал и меня и я его часто вижу в глазах коллег. Современного учителя всегда есть за что пожурить и указать его некомпетентности. Отсюда рождаются страхи в ощущении грядущего унижения своего достоинства и возникает параллельно маска, противоположная страху – высокомерие и некое подобие брюзжанию. Учитель любят учить других, но не любят, когда учат его и указывают на ошибки. И отметается зачастую подготовленная речь и презентация, созданные самим ребёнком, потому что она не содержит «нужных» слов, не очень эстетична, не научная или слишком современная, и что скажут коллеги из других учреждений, услышав выступление подопечной, конечно же, сложат определённое мнение об учителе. Такие мысли посещают многих педагогов. Главное — показать лицо и уровень высоких знаний в области выбранной темы, а работа ребёнка, зачастую, где-то на третьем плане.
И проекты превращаются в доклады в рамках старой коммунистической школы на партийных собраниях. Не помогает помощь ребёнку, когда наводящими вопросами пытаешься вырвать из лабиринта заумных слов и вытянуть осмысленное, согласно опыту, понимание. Результатом попытки становится повторный ответ заученной фразы или же молчание.
В итоге получаем две крайности:
— теоретический проект-доклад с очень научной и профессиональной начинкой;
— проект-декорация (эпически красивый фантик без внутреннего содержания и практической реализации).
Обе эти крайности несут пустоту, пустоту работы, в первую очередь детей, затем педагогов и далее всех причастных.
Работа жюри также способствует развитию этих крайностей, очень часто высокие оценки получают именно такие проекты. Проекты-пустышки (проекты -заготовки) – работа начата, есть база, но реализация невозможна, она всегда в недосягаемом будущем.
Как говорили в Риме – «Народу нужно хлеба и зрелищ». Именно зрелищный проект всегда психологически привлекает внимание и влияет на субъективное восприятие и оценивание. Но какова судьба таких проектов? Об этом мало что известно, но известна судьба молодых людей, в которых выросли школьники – это неплохие люди, которые умеют хорошо представлять продукты и имитировать бурную деятельность, но это не научные работники и люди из сферы бизнеса.
Надо постараться разорвать порочный круг или хотя бы разграничивать тематику проектов по этапам их реализации. Главное, детские конференции и фестивали нужны детям, а у взрослых и организаций есть свои. Их можно интегрировать, но не перемешивать и не превращать в абсурд.
Для меня важнее насколько ребёнок сам проникся проблемой, что он предпринял, чтобы найти решения. Ждал ли он, как слуга, чётких указаний учителя или же сам выдвигал гипотезы и варианты где искать причины. Моя задача лишь в том, чтобы предлагать возможные варианты проблем для реализации проектов согласно тому уровню знаний, которые на данный момент я смог передать. Остальное дело за учеником, он должен сам выбрать проект «по душе¢» и довести его хотя бы до рабочего макета. Не путать с прототипом. И если во время работы над ним появляются конференции и фестивали, то ради получения опыта в области презентации своего проекта и сравнении своих достижений с достижениями конкурсантов, возможно участие, конечно, если ребёнок этого захочет.
Все мы в поисках и ищем решения, но, в первую очередь, нужно начинать с себя. Насколько вы готовы изменить свою жизнь ради того, чтобы дети видели в вас идеал добродетели, мужества и чести? Необходимо любить детей (не важно, что это за ребёнок, откуда и насколько богат знаниями), а не оказывать медвежью услугу, иметь мужество отразить нападки и спорить с руководством и признавать свои ошибки, делать всё по чести. Как поступаем мы, так и поступают дети, которые станут очень быстро взрослыми…