Годом рождения кинематографа считается 1895-й. Тут возможны дискуссии, но мы не будем в них пускаться. Первый игровой фильм появился тогда же. Это короткометражка “Политый поливальщик” братьев Люмьеров. Вскоре кинокамеры появились и в Российской империи, но первое время ограничивались только хроникой.
В начале ХХ века во многих крупных городах появлялись кинотеатры. В них показывали французские, американские, немецкие ленты. И в обществе постепенно созрел запрос на что-то национальное. Так в 1908 году появился первый русский “блокбастер” “Понизовая вольница”. Также встречается название “Стенька Разин”.
По всей вероятности, действие картины разворачивается летом 1669 года. В июне на Каспийском море, возле Свиного острова, разинцы разбили персов. Среди трофеев была и княжна. Та самая, которую потом “в набежавшую волну”. В сентябре банда Стеньки была уже на Дону. Так что можно приблизительно определить и место действия - это Нижняя Волга, где-то между нынешним Волгоградом (отсюда самый короткий путь из Волги в Дон) и Астраханью, от которой казаки шли вверх по течению.
Уже в 1906 году в Австралии сняли первый полнометражный фильм. Ничего не могу сказать о его качестве, там и осталось-то около 10 минут. Вообще до нас дошла лишь четверть огромного количества пленок эпохи Великого немого. И все же в первое десятилетие века главенствовал короткий формат. Вот и первый русский художественный фильм длился всего семь минут.
Но съемки были масштабные. Конечно, провели их не на Волге, а на озере Разлив под Петербургом. Производство картины длилось несколько месяцев! Сложно представить, на что угрохали столько времени. Возможно, сюда включили и сроки пошивки исторических костюмов, а также выстругивание челнов. Но отметим, что это не павильонная съемка, а на натуре. Пионер нашей кинорежиссуры Владимир Ромашков решил сразу браться за сложные задачи.
Мы видим несколько сцен: казаки гребут и активно машут руками, потом какой-то лесной разгул, затем казаки призывают атамана расправиться с бабой (не, ну а чего она!). И наконец, он “за борт ее бросает”. Для ключевой сцены сделали манекен, который с размаху и швырнул в воду артист Евгений Петров-Краевский. Кстати, кто сыграл княжну, мы вряд ли когда узнаем. Давайте процитирую профессионала:
- Все несовершенно, все невинно и все первый раз. Какие там неровные панорамы! Я, прямо, чувствую, как оператор сам сомневается: а можно ли это делать. Просто взял и повернул камеру. Никто даже не задумывается. Но вот он тогда повернул и остановился, потому что он испугался этого поворота, - делится впечатлениями режиссер Сергей Мокрицкий.
И ведь дебют российского кино был по сути звуковым! Да, ради такой премьеры композитор Михаил Ипполитов-Иванов написал мелодию. На премьере он сам дирижировал оркестром. Но и в провинции зрители могли посмотреть ленту с оригинальным саундтреком. Никакой отсебятины периферийных таперов! К кассетам прилагалась грампластинка с записью музыки к фильму.
Давайте напоследок еще одному профессионалу дам слово. Так сказал пианист-импровизатор Юрий Мацкевич (гражданин из той эпохи):
- Не было этих дурацких монологов и диалогов, когда смотришь целую часть современного фильма и какие-то два остолопа беседуют. Бездарный совершенно текст. И зритель ждет, когда это кончится!