После коронавирусного перерыва Тула, как и вся область, начала потихоньку, но уверенно оживать. Так уже в сентябре областная столица вновь окунётся в мир театрального искусства, а сами театры начнут открывать свои двери для долгожданных зрителей. Сейчас же, каждый из них ведёт активную подготовку к открытию сезона, готовит для туляков новые премьерные спектакли. Ожидается, что тульский зритель увидит свыше 25 театральных премьер.
Корреспонденты «Центра 71» решили приоткрыть завесу тайны и посмотреть, что происходит за закрытыми на сей день дверьми театров. И первым пунктом в творческом списке оказался Тульский театр юного зрителя. Нас встретил художественный руководитель тульского ТЮЗа Владимир Степанович Шинкарёв и поделился, чем жили театр и труппа во время карантина, как проходит работа сейчас и немного поведал о том, что ждёт туляков на открытии театрального сезона.
- Сегодня мы проводим репетицию спектакля «12 стульев», который послужит премьерой в новом театральном сезоне. И сейчас идёт активный процесс подготовки к показу. Однако, стоит заметить, что вся подготовительная работа началась ещё до разрешения на проведение репетиций, все проходило в домашних условиях.
Так, до сегодняшнего времени мы репетировали все отдельными сценами. Сейчас, как и во время ограничительных мер, массовые сцены не затрагиваем, привлекая на площадку 4-5 человек. Конечно же, мы надеемся, что в сентябре наконец-то снимутся все ограничения, а мы сможем возобновить полноценные массовые репетиции. В целом, коронавирусный большой перерыв никак на репетициях не сказался: все идёт в своём нормальном режиме.
Владимир Степанович отмечает, что во время карантина все актёры находились в отпусках. Кто-то работал на удаление, люди в возрасте 65+ были, в основном, на больничном.
- Наш театр достаточно долго не работал в привычном режиме, но деятельность наша не прекращалась даже в этих непростых условиях. Так, от ТЮЗа постоянно проходили онлайн-трансляции, читки сказок и других произведений, показы наших старых спектаклей.
Да, конечно, небольшие перемены есть, но они, в большинстве случаев, касаются именно наших студентов, которых мы вели в колледже культуры. Кто-то пошёл в армию, кто-то из выпускников переехал в другой город. Но все таки есть и те, кто остался с ТЮЗом и пополнил ряды актёрской труппы. Так, в наш коллектив вошли семь студентов.
Отметим, что мы порадуем зрителей не одной премьерой. Например, так и не успела выйти в свет " Любовь к трём апельсинам" и выездной спектакль "Как чуть не съели королеву Булочку", который мы готовили для детских лагерей и домов отдыха. Не состоялись эти премьеры во время, потому что и сам сезон по независящим от нас причинам резко завершился. А в целом, что играть- есть. Мы, как пионеры, всегда готовы.
Что касаемо именно «12 стульев»: поскольку роман большой, инсценировку делал я сам, соответственно, и сам же занимаюсь постановкой. Откровенно говоря, я все никак не мог засесть за эту инсценировку. Рассматриваемые другие варианты нам не подошли, поэтому пришлось делать все с нуля и собственными силами. Однако, работа сделана, ведь на это, к счастью, было время.
О премьере
- Чем удивит премьера? Я человек суеверный, поэтому, как только скажу, что что-то будет, то этого, по закону подлости, не случается. Скажу так - у нас есть, чем удивить. Спектакль «12 стульев» будет с маркировкой 18+. Это самое большое удивление для ТЮЗа, ведь наша основная категория — это все же школьники. И 18+ будет не спроста.
Жанр всего действа пока не определён. Это и спектакль- детектив, и как размышление, а может быть даже и целое шоу. Что это будет - не знает никто. В нем будет занята почти вся труппа - от самых юных артистов в возрасте 12-14 лет и до самых опытных.
На сегодняшний день в ходе репетиций в постановке что-то доделывается, что-то дорабатывает. Многие моменты доверяют, как его называют в стенах театра, человеку-оркестру Денису Ляпину, который и будет исполнять главную роль Остапа Бендера. Он же занимается в театре и костюмами, и декорациями, и звуком, и даже видеорядом. А также Денис — балетмейстер. При всем при этом он очень серьёзно и педантично подходит к каждой детали в костюме, в реквизите, звуке, в каждой картинке и в самом спектакле.
- Учитывая сколько должностей у меня в этой работе, то сидеть и бездействовать дома не пришлось, - рассказывает актер и художник по костюмам Театра юного зрителя Денис Ляпин . - Дом — это мой рабочий кабинет. Как только написалась инсценировка, нужно было оперативно изобразить что это будет.
Так как роман большой и действующих лиц много, то в итоге у нас вышло 55 костюмов, а по меркам ТЮЗа это очень масштабно. Помимо этого в «12 стульях» я занимаюсь еще и декорациями, создаю необходимый для спектакля видеоряд, который является неотъемлемой частью художественной выразительности. Работаю круглосуточно.
Помимо этого, меня назначили на главную роль — роль Остапа Бендера. Осваивается образ Остапа, конечно, достаточно трудно. Изначально идея о создании спектакля появилась два года назад после мероприятия "Старый Новый год в ТЮЗе". Там мы показали небольшую сценку с персонажами данного романа, после чего возникла идея и о создании спектакля. Образ сам большой, объёмный, полноценный приходится подходить с разных сторон для освоения. Скажу так, что карантин особо на мою рабочую театральную жизнь никак не повлиял. Даже в четырёх стенах я находил что и для чего сделать.
Театру юного зрителя- юные актеры
Пообщались мы и с юными актерами тульского ТЮЗа. Елизарову Максиму всего 14, однако он работает в ТЮЗе уже год.
- Буквально накануне я узнал, что буду исполнять роль в премьерном спектакле «12 стульев». Конечно же, я обрадовался этой новости, поэтому сразу вклинился в процесс. В спектакле я буду исполнять роль беспризорника, которая пока что даётся мне достаточно легко.
Сам коронавирусный перерыв на меня повлиял не сильно. В домашних условиях я продолжал заниматься актёрским мастерством, хореографией, растяжкой. Упражнения находил сам. Занимался, чтобы не терять свою форму. Сейчас же мой боевой дух поддерживает сам рабочий процесс, а именно работа с коллегами и актерами театра. На репетициях я пока что нахожусь в маске. Таковы правила, которые соблюдаются в театре и другими артистами.
- Репетиционный процесс во время ограничений проходит со всеми мерами предосторожности, в масках и с соблюдением социальной дистанции, - отмечает актер Театра юного зрителя Артем Васюков.- При в ходе в театр каждому сотруднику измеряли температуру и обрабатывали руки антисептиком.
На личный настрой вся эта непростая ситуация не повлияла. Однако стал сложнее сам процесс репетиций. Так, например, было не удобно и не привычно работать с партнёром, из-за маски не видишь мимику, эмоций партнера, немного недополучаешь энергии, а также речь становится более тихой, скомканной и непонятной. Плюсом к этому, если по сценарию приходится петь или танцевать, то маска, конечно, мешает ещё и нормально дышать.
В премьерном спектакле исполняю роль поэта Никифор - Ляпис Трубецкой. У нас в спектакле этот поэт служит рассказчиком. Сочиняет на ходу четверостишья, создает поэтическое наполнение сюжета. Роль немного отличается от образа в фильме Гайдая. Здесь мой персонаж немного другой, как неофутурист, как последователь Маяковского, который готов на обломках старого создать что-то новое.
Мотивировать себя начать рабочий процесс никак не приходилось. Мы и так сидели долгое время дома, с 27 марта до середины июля, поэтому я соскучился по работе и театру. На самом деле, с каждым днём мне хотелось все быстрее начать работать.
Самое главное - зритель соскучился по искусству, по театру. И мы соскучились по зрителям в ответ. Уверен, что встреча состоится, и состоится "на ура".