Термин «зомби» пришел из культуры жителей Гаити. Они верили в то, что магия вуду может воскресить мертвого человека и подчинить воле колдуна. Идея возврата погибших с того света (пусть и не такими как прежде) витала в умах людей с древности, поэтому страшилки о зомби нашли свое место в городских легендах, но не в произведениях искусства.
Все изменилось с публикацией романа «Остров магии» Уильяма Сибрука в 1929 году. Произведение возродило интерес к экзотической мистике, и через три года вышел полнометражный фильм «Белый зомби», где Бела Лугоши был в роли повелителя мертвецов. Картина имела успех в прокате и получила культовый статус. Но что в романе Сибрука, что в фильме с Лугоши зомби оставались малочисленными существами мистического происхождения. Идея зомбивируса появится много позже.
Каждое новое произведение искусства оставляла все меньше гаитянского в зомби. Легендарная кинолента Эда Вуда «План 9 из открытого космоса» и вовсе извратила концепцию до неузнаваемости: теперь покойниками управляли инопланетяне без всякого колдовства.
Идею зомби развивали писатели Лавкрафт («Герберт Уэллс – реаниматор») и Мэри Шелли («Франкенштейн»). Постепенно из элементов фантастики и ужасов появился самостоятельный поджанр зомби-хоррор. Но наибольший вклад в популяризацию зомби внес Джордж Ромеро с его кинокартиной «Ночь живых мертвецов».
Фильм 1968 года заложил основы современных представлений о зомби как о неспешных, но крайне целеустремленных существах с отсутствующим болевым порогом. Благодаря нему сейчас «зомби» в переносном смысле называют людей, одержимых какой-либо идеей без критического осмысления.
Сам создатель «живых мертвецов» вдохновлялся не только предшествующими произведениями о зомби, но и черпал идеи в других монстрах. Например, Ромеро во многом заимствовал внешний вид и поведение призраков из приобретшего позднюю популярность «Карнавал душ». Также на него повлияли вампиры из романа «Я – легенда» 1954 года.
Помимо этого, данный роман «заразил» образ зомби особым вирусом, от которого люди умирают и обращаются в кровожадных чудовищ. Колдовство и мистика сменились псевдонаучным подходом и зомби-апокалипсисом, камерный ужас превратился в глобальную катастрофу.
Последней значимой картиной о классических вуду-зомби можно считать «Чума зомби» 1966 года от конвейера ужасов Hammer Film. Здесь мертвецы предстают жертвами магии колдуна. По структуре и повествованию фильм сильно похож на киноленты о Дракуле той же студии.
Киноделы до сих пор придумывают разные причины, почему появляются зомби:
- в «Короле зомби» они возникли, потому что главный герой заключил сделку со злом,
- в «Реаниматоре» (по Лавкрафту) главный герой испытывал на трупах воскрешающую сыворотку,
- в «Зловещих мертвецах» (и в мюзикле по этой картине) после прочтения Некрономикона пробудилось древнее зло,
- в «Поезде ужасов» непонятное древнее существо пробуждает убитых им же людей и подчиняет их своей воле,
- в фильме «Мертвые не умирают» причина в неизвестном неизлечимом вирусе.
Но что бы ни было причиной, образ зомби уже достаточно устоявшийся и в основном они не особо изменились со времен Ромеро.
Вам интересны статьи о кино и сериалах? Тогда подписывайтесь на мой канал. Не забывайте ставить лайки и комментировать. Спасибо!