Найти в Дзене
Внезапный фильм на вечер

Зомби-хоррор: появление и развитие жанра, любимого зрителями до сих пор

Термин «зомби» пришел из культуры жителей Гаити. Они верили в то, что магия вуду может воскресить мертвого человека и подчинить воле колдуна. Идея возврата погибших с того света (пусть и не такими как прежде) витала в умах людей с древности, поэтому страшилки о зомби нашли свое место в городских легендах, но не в произведениях искусства.

Все изменилось с публикацией романа «Остров магии» Уильяма Сибрука в 1929 году. Произведение возродило интерес к экзотической мистике, и через три года вышел полнометражный фильм «Белый зомби», где Бела Лугоши был в роли повелителя мертвецов. Картина имела успех в прокате и получила культовый статус. Но что в романе Сибрука, что в фильме с Лугоши зомби оставались малочисленными существами мистического происхождения. Идея зомбивируса появится много позже.

Повелитель зомби из киноленты «Белый зомби» в исполнении Лугоши (кадр из фильма)
Повелитель зомби из киноленты «Белый зомби» в исполнении Лугоши (кадр из фильма)

Каждое новое произведение искусства оставляла все меньше гаитянского в зомби. Легендарная кинолента Эда Вуда «План 9 из открытого космоса» и вовсе извратила концепцию до неузнаваемости: теперь покойниками управляли инопланетяне без всякого колдовства.

Зомби в фильме «План 9 из открытого космоса» (кадр из фильма)
Зомби в фильме «План 9 из открытого космоса» (кадр из фильма)

Идею зомби развивали писатели Лавкрафт («Герберт Уэллс – реаниматор») и Мэри Шелли («Франкенштейн»). Постепенно из элементов фантастики и ужасов появился самостоятельный поджанр зомби-хоррор. Но наибольший вклад в популяризацию зомби внес Джордж Ромеро с его кинокартиной «Ночь живых мертвецов».

Культовые классические зомби из ленты «Ночь живых мертвецов» (кадр из фильма)
Культовые классические зомби из ленты «Ночь живых мертвецов» (кадр из фильма)

Фильм 1968 года заложил основы современных представлений о зомби как о неспешных, но крайне целеустремленных существах с отсутствующим болевым порогом. Благодаря нему сейчас «зомби» в переносном смысле называют людей, одержимых какой-либо идеей без критического осмысления.

Сам создатель «живых мертвецов» вдохновлялся не только предшествующими произведениями о зомби, но и черпал идеи в других монстрах. Например, Ромеро во многом заимствовал внешний вид и поведение призраков из приобретшего позднюю популярность «Карнавал душ». Также на него повлияли вампиры из романа «Я – легенда» 1954 года.

Помимо этого, данный роман «заразил» образ зомби особым вирусом, от которого люди умирают и обращаются в кровожадных чудовищ. Колдовство и мистика сменились псевдонаучным подходом и зомби-апокалипсисом, камерный ужас превратился в глобальную катастрофу.

Последней значимой картиной о классических вуду-зомби можно считать «Чума зомби» 1966 года от конвейера ужасов Hammer Film. Здесь мертвецы предстают жертвами магии колдуна. По структуре и повествованию фильм сильно похож на киноленты о Дракуле той же студии.

Зомби-жертвы магии колдуна из ленты «Чума зомби» (кадр из фильма)
Зомби-жертвы магии колдуна из ленты «Чума зомби» (кадр из фильма)

Киноделы до сих пор придумывают разные причины, почему появляются зомби:

  • в «Короле зомби» они возникли, потому что главный герой заключил сделку со злом,
  • в «Реаниматоре» (по Лавкрафту) главный герой испытывал на трупах воскрешающую сыворотку,
  • в «Зловещих мертвецах» (и в мюзикле по этой картине) после прочтения Некрономикона пробудилось древнее зло,
  • в «Поезде ужасов» непонятное древнее существо пробуждает убитых им же людей и подчиняет их своей воле,
  • в фильме «Мертвые не умирают» причина в неизвестном неизлечимом вирусе.

Но что бы ни было причиной, образ зомби уже достаточно устоявшийся и в основном они не особо изменились со времен Ромеро.

Кадр из современного фильма «Ночь живых мертвецов» (1990 год)
Кадр из современного фильма «Ночь живых мертвецов» (1990 год)

Вам интересны статьи о кино и сериалах? Тогда подписывайтесь на мой канал. Не забывайте ставить лайки и комментировать. Спасибо!