Найти тему
Георгий Громов

Лукашенко потребовал выдворить иностранные медиа. «Репрессии не залили пожар, а только разожгли его»

Политический кризис не свидетельствует, что Александр Лукашенко обязательно проигрывает выборы, но демонстрирует, что сейчас за ним не стоит большинство.

president.gov.by
president.gov.by

Лукашенко потребовал выдворить из страны иностранные медиа, которые «зовут людей на майданы». Такое указание прозвучало на сегодняшнем совещании с экономическим блоком страны.

“Слушайте, мы хозяева в этой стране. Выполняйте свои обязанности. Не можете – скажите, что вы не можете. Будут другие этим заниматься”, – сказал беларуский руководитель.

“Да и в правительстве у нас, министерстве иностранных дел все сидят, ждут команды президента. Что это за отношение к стране? BBC, “Свобода”, “Свободная Европа” и так далее, стримы эти… Я уже не говорю о тенденциозе, они же призывают к массовым беспорядкам. Почему вы это терпите? Вы же их аккредитовали здесь”, – заметил Лукашенко.

Беларуский руководитель потребовал «не ждать никакого конца электоральной кампании»:

«Выдворяйте отсюда, если они не соблюдают наши законы и зовут людей на майданы”.

Указание руководителя государства Беларускай праўдзе прокомментировал медиаэксперт Павлюк Быковский.

-Какие беларуские СМИ «зовут на майданы»?

-Я не заметил никаких профессиональных медиа, которые призывают участвовать в уличных акциях. Они не размещали такой рекламы, но освещали деятельность оппозиции, сборщиков подписей – любую общественную активность. Здесь проходит граница между деятельностью профессиональных журналистов и публицистикой с рассуждениями: что делать и в каком направлении двигаться – а это защищенное право на свободу слова.

Другой вопрос: если рассматривать деятельность СМИ в терминах, которые употреблял министр внутренних дел или лексикой Александра Лукашенко, – таких проявлений я не заметил.

-Лукашенко потребовал “выдворить из страны” медиа, которые “зовут на майданы”. Это выполнимое требование?

-Когда речь об иностранных медиа, которые работают благодаря аккредитации в Беларуси, лишение аккредитации поставит крест на их профессиональной деятельности в нашей стране. Если речь идет о других медиа, чьи журналисты работают без аккредитации (Белсат, Радыё Рацыя), то для них ситуации не меняется. Лишение аккредитации иностранного гражданина, чаще всего, означает его выезд из страны, а лишение аккредитации беларуского граджанина выглядит несколько иначе: он лишается права выступать в качестве журналиста иностранного медиа, но выдворить его с территории Беларуси невозможно. Конституция и беларуское законодательство не позволяют лишать граджанина гражданства или выдворять беларуского гражданина с территории Беларуси. Скорее, это уже риторические приемы.

-Пойдет ли МИД в разгар президентской кампании на лишение аккредитации иностранных СМИ?

-В Беларуси аккредитованы Радыё Свабода, BBC, по поводу аккредитации «Свободной Европы» я не уверен: радиостанция работает не на постсоветском пространстве, а на территории Польши, Чехии. Хотя все они входят в один концерн, но работают на разные аудитории.

Я не думаю, что без четких доказательств нарушения законодательства МИД Беларуси отзовет аккредитации у всех перечисленных иностранных медиа.

Кроме того, лишение аккредитации Радыё Свабода перед ожидаемым приездом посла США серьезно осложнило бы отношения с Соединенными Штатами.

Думаю, без чрезвычайно важных причин такие вещи делаться не будут.

-Почему Лукашенко поднял в публичном пространстве тему иностранных СМИ, «зовущих на майданы»?

-В Беларуси во время избирательной кампании наблюдается политический кризис, его интенсивность нарастает. Его не остановило ни задержание Сергея Тихановского, ни задержание Виктора Бабарико, ни ряд административных арестов видеоблогеров, ни даже уголовное дело, по которой видеоблогеры проходят. Все эти действия не залили пожар, напротив – даже разожгли его.

Сошлись воедино несколько факторов, среди них – общественные настроения сторонников перемен, которые почему-то увидели в нынешней кампании признаки того, что можно что-то поменять. А с другой стороны, очевидно, очень сильно упало доверие к беларуским властям и электоральный рейтинг руководителя Беларуси, хотя это и нельзя «пощупать». Реальность идет вразрез с официальной социологией, которую разметили государственные телеканалы. Ситуация выглядит примерно так же, как в 94-м году: с экрана говорили, что побеждает Кебич, и в этом нет никакого сомнения, а люди были убеждены, что побеждает Александр Лукашенко. Нынешняя ситуация не показывает, что Александр Лукашенко обязательно проигрывает выборы, но демонстрирует, что сейчас за ним не стоит большинство. И такую тенденцию обязательно зафиксировали бы социологи, получи такую возможность. А когда кампания проходит на фоне падающей популярности, то несложно понять такие эмоциональные выпады со стороны руководителя государства.

А кроме того, силовики, которые готовят справки для подобных совещаний, обычно видят окружающий мир в черно-белых цветах: есть то, что они должны защищать, и есть враги. Сейчас силовики формулируют, что в качестве врага должны быть традиционные медиа, которые работают по правилам игры и в соответствии с беларуским законодательством.

Посмотрим, как будет развиваться ситуация дальше.

Георгий Громов, Беларуская праўда