Наша жизнь порой состоит из импульсивный сиюминутных решений. Взять мороженое или нет? "Фили" или "Чистую линию"? Шоколадное или ванильное? На прогулке по парку пойти налево или направо?
Порой и при чтении книги, о которой мы еще ничего не знаем, все решает первый импульс: понравилась ли обложка, привлекла ли аннотация. Следующий рубеж - первый абзац и даже первое предложение.
Автобиография Айседоры Дункан начинается словами:
«Моим первым воспоминанием является пожар. Я помню, как меня выбросили из окна верхнего этажа на руки полицейскому».
Агата Кристи начинает «Убийство на поле для гольфа» (1923) так:
«Вероятно, многие помнят известный анекдот о том, как молодой автор, желая сразить наповал пресыщенного редактора, которого ничем уже не проймешь, сразу взял быка за рога и начал свой роман словами: «Черт побери! — воскликнула герцогиня». Удивительное совпадение, но история, которая приключилась со мною, имеет очень похожее начало. Правда, юная леди, с уст которой сорвалось упомянутое мною энергическое выражение, явно не принадлежала к титулованным особам».
И история срывается с места. Никакой затянутой экспозиции.
Каждый автор должен решить, какой стиль отвечает его цели, потому что это определит его голос, лексический строй, синтаксические особенности текста и т. д. А первые строки, соответственно, должны отвечать всей дальнейшей истории — ибо они определят наши читательские ожидания. Первое предложение должно увлечь, дать интригу, "прицепить" читателя к тексту так, чтобы он не мог оторваться.
Вот примеры первых фраз из триллеров, которые пишет Элмор Леонард. Повесть "Блеск":
«В ночь, когда Винсента подстрелили, он уже чувствовал нависшую угрозу».
Повесть "Смерть со спецэффектами":
«Вот те на! Крис Манковски покачал головой. До окончания его последнего рабочего дня в подразделении по обезвреживанию взрывных устройств осталось два часа, а шеф приказал ему немедленно прибыть на место происшествия, сигнал о котором поступил из службы 911».
Ну и конечно "Превращение" Кафки:
«Проснувшись однажды утром после беспокойного сна, Грегор Замза обнаружил, что он у себя в постели превратился в страшное насекомое».
Знаменитое начало «Дэвида Копперфилда» (1850):
«Стану ли я героем повествования о своей собственной жизни, или это место займет кто-нибудь другой — должны показать последующие страницы».
Какое начало вы считаете удачным? Возможно, вы сможете привести примеры удачных или неудачных первых предложений и абзацев из других книг?
Не забудьте подписаться на канал.